Бесшабашные болиды сеют страх на дорогах

Для многих водителей маршрутные такси — сущий кошмар: они носятся, как гоночные болиды, и вселяют во всех ужас. «Газели», «Люблины», «Фольксвагены» порой создают на дороге хаос. А как иначе, если погоня за выручкой превращает их водителей одновременно в гонщиков «Формулы–1» и универсалов вроде Юлия Цезаря, готовых и деньги на ходу посчитать, и по телефону поговорить, и передачу переключить? Не случайно сообщениями о серьезных авариях с участием маршруток в последний месяц — в Стародорожском, Столбцовском, Минском районах — пестрели сводки. А сколько осталось за кадром! Госавтоинспекция обеспокоена. Мы тоже. Повод для совместного рейда.

Для многих водителей маршрутные такси — сущий кошмар: они носятся, как гоночные болиды, и вселяют во всех ужас. «Газели», «Люблины», «Фольксвагены» порой создают на дороге хаос. А как иначе, если погоня за выручкой превращает их водителей одновременно в гонщиков «Формулы–1» и универсалов вроде Юлия Цезаря, готовых и деньги на ходу посчитать, и по телефону поговорить, и передачу переключить? Не случайно сообщениями о серьезных авариях с участием маршруток в последний месяц — в Стародорожском, Столбцовском, Минском районах — пестрели сводки. А сколько осталось за кадром! Госавтоинспекция обеспокоена. Мы тоже. Повод для совместного рейда.


Водители маршрутных такси сами признают: среди них, наверное, уже не осталось тех, в чьих талонах нет ни одной записи о нарушениях правил дорожного движения. Что ж, посмотрим, как ведут себя эти шумахеры на дороге. Вместе с госавтоинспектором ОГАИ Московского РУВД Минска Дмитрием Поляниным садимся на хвост микроавтобусу. Шофер маршрутки о наблюдении Госавтоинспекции догадаться не должен — поэтому в нашем распоряжении обычный «Ситроен» без «боевой раскраски».


Минск, площадь Богушевича. Маршрутное такси, перевозящее пассажиров из Зеленого Луга в Малиновку–8, оказывается, догнать не так уж и просто. Приходится надавить на газ. Микроавтобус несется со скоростью не менее 70 километров в час! Здесь бы пригодился скоростемер со встроенной фотокамерой, иначе как потом докажешь факт лихачества? А вот перестроения из третьего ряда во второй педантично фиксирует фотоаппарат. О том, что, по ПДД, водитель вообще–то должен находиться в первом, он, похоже, и не вспоминает. Хотя нет. Выехал и в первый — выпустить пассажира. Сразу за новым путепроводом через проспект Жукова. Этот маневр в списке нарушений будет значиться под формулировкой «высадка или посадка вне остановочного пункта».


Перекресток улиц Гурского и Янки Брыля. Пробка из желающих повернуть налево растянулась на многие десятки метров. Но маршруткам ПДД не писаны. Им, уверен водитель, можно и со второй полосы. Даже нужно! Параллельно наблюдаем за водителями встречных такси. Многие коротают время в пути в разговорах по мобильному телефону. Другие проскакивают на красный свет...


В общем, как говорится, картина маслом. Ее мы рисовали из салона патрульной машины. Ее можно было нарисовать и из салона маршрутного такси. Пассажиры вздыхают, крестятся, но терпят. Но мы, пока сотрудники Госавтоинспекции составляют протоколы, предоставим слово и водителю. Валерий ни одно из нарушений даже не пытается отрицать и пробует донести до нас собственные аргументы:


— На маршруте 53 интервалы между машинами — две минуты. Если не нарушать, выдержать их невозможно. Вот и приходится гнать с превышением. Первый ряд? Еще раз говорю: если по нему двигаться со скоростью 20 — 30 километров в час — сорвешь расписание. Пассажира, говорите, высадил не там, где положено? Раньше, между прочим, там была остановка. Во время строительства путепровода ее убрали. А почему в этом должен быть виноват клиент?


— У вас просрочены аптечка и огнетушитель, — добавляет инспектор Полянин.


Валерий тотчас созванивается с руководством. Мобильный телефон даже не нужно включать на громкую связь, оглушительный крик слышен и так:


— Дай этому инспектору трубку или скажи, что я сейчас огнетушитель подвезу!


— А если пожар? Тоже подвезет? — этот аргумент становится окончательным.


Валерию еще предстоят разбирательства в отделении Госавтоинспекции. Не впервой. Его лицо становится пунцовым, речь приобретает особую эмоциональность.


— Пускай за эти деньги сами работают. Уж лучше я в Москву поеду. Пятнадцать водителей с маршрута так и поступили. Там всем до лампочки, в первом ты ряду ездишь или в десятом и с какой скоростью. Да и зарплата — полторы тысячи долларов.


А я хотел услышать другое. Нет, не про деньги. Про то, что за спиной водителя десятки человек, а на дороге — сотни других автомобилей. Только в погоне за выручкой водители и хозяева маршрутных такси перестали задумываться о безопасности. Отсюда — аварии, увечья и даже гибель людей. Посмотрел цифры. Только в Минске за неполных 12 месяцев по вине водителей маршруток совершено 11 ДТП, в результате один человек погиб, 15 получили травмы различной степени тяжести. Аварийная статистика по стране будет по итогам года. Не думаю, что она снимет остроту проблемы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter