Беспризорным погостам нужен хозяин. Живой

КАРТИНА Исаака Левитана «Над вечным покоем». Необъятные просторы безмятежного неба делают высокий берег реки, маленькую церквушку и небольшой сельский погост совсем крохотными. Да и сама смерть перед лицом этой бесстрастно раскинувшейся природы кажется фальшивой и незначительной. Ее поглотила эта спокойная ширь, на фоне которой человек просто мал со всеми его мелкими житейскими хлопотами.

Проблема содержания кладбищ в глубинке не новая

КАРТИНА Исаака Левитана «Над вечным покоем». Необъятные просторы безмятежного неба делают высокий берег реки, маленькую церквушку и небольшой сельский погост совсем крохотными. Да и сама смерть перед лицом этой бесстрастно раскинувшейся природы кажется фальшивой и незначительной. Ее поглотила эта спокойная ширь, на фоне которой человек просто мал со всеми его мелкими житейскими хлопотами.

Но, несмотря на это, как говорил поэт, мы все не вечны под луной, и каждому из нас небезразлично, где в конце концов найдет последнее пристанище наш бренный прах.

Во время журналистских командировок от сельских стариков, особенно одиноких, все чаще приходится слышать не сетования на мелкие бытовые проблемы, а жалобы на то, что вот они собирают деньги «на смерть», чтоб достойно проститься с миром, а ограда кладбища совсем обветшала, большинство могилок не ухожено. Порой трудно сквозь бурьян в человеческий рост даже прочитать на выцветших табличках памятников имена захороненных.

Раньше погост обустраивали толокой, вспоминают колхозные ветераны, а за порядком на могилах следили наследники, оставшиеся жить в деревне. Теперь же на все село — три старика и четыре старухи. Могилу некому выкопать, а где уж тут обустраивать кладбище. Весь уход ограничивается тем, что раз в год накануне Радуницы приезжают из городов родственники захороненных и наводят порядок. Причем их становится все меньше и меньше, так как внуки сельских бабушек и дедушек хоронят родителей, выходцев из деревни, на городских кладбищах, куда затем и направляют свои стопы.

В один из приездов на малую родину я долго бродил по сельскому погосту, переходя от одной могилы к другой. Много увидел знакомых имен и фамилий тех людей, с кем общался в босоногом детстве. Есть, конечно, захоронения хорошо ухоженные, но ко многим давно заросли тропы.

Проблема содержания кладбищ в глубинке не новая. С карты Беларуси исчезают целые деревни, оставляя после себя беспризорные погосты. Частный бизнес у нас занимается изготовлением всевозможных ритуальных принадлежностей, но только не наведением порядка на кладбищах. После вступления в силу Закона «О погребении и похоронном деле» эти работы должны стопроцентно финансироваться из бюджета. Суммы выделяются мизерные, но и они не осваиваются сельисполкомами: на селе не хватает рабочих рук.

Думаю, на местах можно и нужно использовать инициативу, проявленную в Пристоличье. Заботу о сельских кладбищах там взяло на себя новое коммунальное предприятие «Ритуальные услуги Минского района», которое с 1 марта начало принимать места захоронений под свою опеку из ведения сельисполкомов. А это почти 120 погостов. В коллективе пока трудятся 36 человек, но в перспективе штат будет расширен. По примеру Минского комбината ритуальных услуг здесь планируют ввести на кладбищах должности смотрителей, которые станут контролировать все виды деятельности, создать бригады, занимающиеся выкапыванием могил и наведением порядка, закупить специальный транспорт для похоронных процессий. Родственникам умерших сельчан уже не придется метаться в поисках землекопов и автомобиля или лошади, чтобы доставить усопшего на кладбище. Да и могилы будут под постоянным присмотром.

В перспективе предприятие, по словам его директора Натальи Герасимчук, должно стать самоокупаемым. С этой целью здесь планируют создать цех по изготовлению оград, памятников, венков и других необходимых ритуальных принадлежностей, то есть предложить все то, на чем сегодня зарабатывают большие деньги частники. Будет практиковаться и заключение договоров по наведению порядка в местах захоронений, как это делается в цивилизованных странах. Ведь близкие живы, пока о них мы помним, но не каждый человек по состоянию здоровья и из-за удаленности места проживания может посетить родные могилки.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter