Бесплатный репетитор, или как дрогичинцы опередили время

В Дрогичинском районе Брестской области репетитора имеет каждый старшеклассник, даже из отдаленной деревеньки. Благодаря заботе председателя райисполкома Василия Хватика.

Если школьник из города Дрогичина хочет увеличить свои шансы при поступлении в вуз, то один час занятий с личным репетитором обойдется его родителям от 2 до 4 долларов. Чтобы подготовиться лишь по одному предмету, семье придется раскошелиться минимум на 300—400 долларов. Причем расценки, как и всюду по Беларуси, имеют тенденцию к росту.
Это становилось все более трудным вопросом для дрогичинцев. Местная же власть держит под контролем новые тенденции в образовательной системе. Такая уж особенность у председателя райисполкома Василия Хватика: ко всему, что касается детей, он относится с особым трепетом. Может быть, из-за того, что него у самого двое детей, он постоянно ходит на родительские собрания и отлично знает, что нужно подрастающему поколению.
Два года назад предложили учащимся 9—11-х классов государственное репетиторство по субботам, так называемый межшкольный факультатив, для повторения, систематизации и углубления изученного материала. Группы сформировали маленькие, 7—12 человек. Преподавателей пригласили самых лучших. Три часа занятий по основному предмету, два часа — по дополнительному на базе трех лучших школ. Бесплатно для семьи ребенка, кроме горячего обеда, но с дополнительной оплатой для учителей — за счет перераспределения между учебными учреждениями неиспользованных часов.
Профинансировали новый образовательный проект из районного бюджета. Наибольших денег потребовала доставка школьников в райцентр со всего района. Плюс некоторые мелочи, и получилось 19 миллионов рублей за год.
Репетиторы остались без работы. Зато в семьях не верят своему счастью. Такой вот дрогичинский феномен.
Начальник Дрогичинского районного отдела образования Дмитрий Игнатчик рассказал корреспонденту “Народной газете”, что уникальной возможностью уже воспользовались около 300 детей. И результат не заставил себя долго ждать: если в 2004 году показатель средней поступаемости в вузы составил среди выпускников Дрогичинского района 33 процента, то в 2005-м уже 40 процентов. Темпы его роста самые высокие в Брестской области.
Но районный отдел образования планирует идти и дальше в этом направлении — в следующем учебном году провести конкурсный отбор в репетиторские группы по каждому предмету исходя из двух соображений. Во-первых, чтобы дети ценили новую возможность и использовали ее по максимуму, во-вторых, чтобы “слабые” ученики не тормозили повышения уровня преподавания. Все же это факультатив для самых одаренных детей.
Кстати, мода на гуманитарно-педагогические специальности в Дрогичинском районе окончательно прошла: выпускники все чаще выбирают технические.

Является ли этот опыт уникальным, и если да, то не следует ли его взять на вооружение и другим районам? Об этом корреспондент “НГ” спросила начальника управления общего и среднего образования Министерства образования Беларуси Юрия ГЛАДКОВА. И вот что он ответил:

— Это тот случай, когда идею подсказала жизнь. Разумеется, мы поддерживаем опыт Дрогичинского района и рекомендуем его для распространения по всей Беларуси. Если такое использование шестого учебного дня устраивает родителей и педагогов, а местное руководство взяло на себя доставку детей на занятия со всего района, то это не может не заслуживать одобрения.
Но можно назвать уже и другие сельские районы страны, в которых стали использовать часы школьного компонента для подготовки выпускников к поступлению в вузы. Проанализировав появившуюся тенденцию, Министерство образования рекомендует  в школьном учебном плане на 2006/07 учебный год следующее: в случаях, когда образовательные учреждения в сельских населенных пунктах не используют по объективным причинам общее количество финансируемых часов, в районе по решению (приказу) управления образования на базе общеобразовательных учреждений за счет этих часов создавать межшкольные факультативы и спецкурсы для посещения их учениками из нескольких учреждений. Документ согласован с Минфином и Минздравом, утвержден приказом Минобразования и доведен до органов управления образованием.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter