С какими идеями приходят на проект телеканала ОНТ «Мой бизнес»

Бесплатные рецепты от «Моего бизнеса»

СЕГОДНЯ на телеканале ОНТ стартует второй сезон образовательного проекта «Мой бизнес». О желании попасть в реалити-шоу уже заявили более 800 предпринимателей из разных уголков страны. Фильтр, однако, прошли немногие — всего 60 потенциальных бизнесменов, чьи предложения жюри расценило как наиболее перспективные. Теперь участникам предстоит сделать первый важный шаг: презентовать свои идеи «акулам» делового мира. А проекты порой действительно невероятные: голубичный порошок, кованые листья и даже своя подводная лодка… Кого менторы оставят в проекте, чьи задумки превратятся из стартапа в приносящий доход бизнес, узнаем только в декабре. Пока же «ТелеРадиоНеделя» начинает знакомить читателей с потенциальными миллионерами и их оригинальными предложениями. 


МЕНТОРЫ из ведущих компаний страны в течение всего лета пытались отделить, что называется, зерна от плевел. Не просто так с ходу определить мечтателей от бизнеса и людей с жилкой. Впрочем, выбирать было из кого: анкеты с описанием своего дела подали предприниматели в возрасте от 18 до 67 лет из разных регионов страны. Затем наиболее перспективным и начинающим оказывали финансовую поддержку, давали советы, как лучше вести дела, периодически проводя отсев претендентов. Инвестиции вполне осязаемы. На первом этапе 10 участников получали транш в размере 4 тысяч рублей на развитие своей идеи.

Могилевчанка Ольга Гранковская бизнес-идеей — выращиванием грибов вешенка — загорелась три года назад. Сама по образованию юрист, по профессии — продавец. Свое дело начала так: сперва выкупила небольшое здание в деревне Новоселки Белыничского района, заказала мицелий и занялась выращиванием вешенки. «Почему грибы? Продукт этот люблю, а вот найти его на наших прилавках не так-то просто», — поясняет бизнесвумен. Сейчас в подчинении у Ольги четыре наемных работника. В сезон получается выращивать до полутора тонн грибов. Куда они идут? Ольга заключила договоры с торговыми сетями, консервными заводами. Ведь продукт предназначен для употребления не только в чистом виде, но и в качестве добавок в консервы и соусы. Если дела идут хорошо, для чего же телевизионная раскрутка?

Ольга отвечает просто: 

— Для дополнительного финансирования. Ведь спрос на вешенку в семь раз превышает предложение. Однако большие объемы производить не можем — не хватает денег. На проекте же не только помогают материально, но и дают реальные советы.

Ставку на образовательную направленность программы делает и главный редактор проекта «Мой бизнес» Мироника Март: «Будем не только наблюдать за всем драматизмом развития событий, но еще устами менторов давать реальные советы в продвижении бизнеса. Ведь порой, чтобы получить некое образование, научиться тому же искусству питчинга (презентации), нужно идти на дорогостоящие курсы. В этом плане проект уникальный, ведь и сами участники, и зрители бесплатно получают советы от лидеров рынка совершенно разных областей. Люди же в нашей стране очень талантливые, придумывают совершенно невероятные идеи, но не умеют о них рассказать. А идея без реализации не имеет никакого смысла. Так вот как ее реализовать, и учит проект «Мой бизнес».

РЕДАКТОРЫ проекта и менторы отметили в нынешнем сезоне некоторые особенности. Так, например, было представлено много социальных и образовательных бизнес-идей: новые оригинальные разработки в сфере строительных материалов, мебели, инновации в области IT-технологий и дизайна. Удивили задумки и в сфере общепита. Участники предлагали запустить автомобиль, переоборудованный под передвижное кафе, точку грузинского фастфуда, кондитерскую для детей. Анкету с подобной идеей прислал даже 14-летний школьник, который вместе с отцом хотел наладить сервис по доставке еды.

Участники ожидают встречи с менторами

Однако многие из заявленных проектов дальше презентации не продвинулись. Почему? Мироника Март поясняет: «Люди очень любят свои идеи, им кажется, что круче придумать ну просто невозможно. Но когда речь заходит об экономике проекта, здесь их немного опускает на землю. Ведь бизнес — реальная вещь, цель которого — получение прибыли. Очень многие предприниматели ведут бизнес интуитивно, не обладая знаниями. Но важны в своем деле и технологии. Их, конечно, немного приоткрываем. Причем делаем это не узкопрофессиональным языком, а на пальцах». 

А как получить эти навыки в регионах? Ведь в райцентрах не так много бизнес-школ, которые могли бы помочь начинающим предпринимателям… С этим вопросом спешу к одному из менторов проекта, члену Наблюдательного совета Банка развития Даниелю Крутцинне:

— За последние годы государство сделало достаточно, чтобы стимулировать развитие регионов: налоговые льготы для малых городов, низкие арендные ставки. Но общемировая тенденция такова: сложно удержать людей в сельской местности, ведь город предоставляет больше возможностей. Судите сами: в мире 500 городов-лидеров, которые генерируют 98 процентов инноваций, 80 процентов ВВП. Для этого не столь важно, где они расположены. В нашей стране потенциал относиться к этим городам есть только у Минска. Областные центры могут относиться лишь к следующему эшелону — топ-2000 городов. Этим и объясняется стремление к столице. 

Тут же Даниель раскрывает секрет успеха бизнеса в регионах. Мировой тренд сейчас — производство экологически чистых региональных продуктов питания. Каждая из провинций Франции, например, имеет свои региональные молочные продукты, колбасы. Есть шанс ставить на этот тренд и нашим областям и районным центрам: 

— Приятно и то, что в последнее время появилось много агроусадеб, есть начало частного фермерского хозяйства. Если на Комаровский рынок еще лет десять назад люди возили продукты для продажи с дачи, то сейчас там можно встретить упакованный и брендированный товар из всей страны. 

О том, что бизнес может пойти и в райцентре, доказывает участник Андрей Шкутко. Предприниматель занимается производством мебели из металлокаркасов в Вилейке. Компания существует уже три года, работает там больше двадцати человек: «Начинали с производства металлической фурнитуры для мебели, оказывали услуги по лазерной нарезке труб. Но когда заказов стало меньше, решили — нужна диверсификация. А почему бы не производить мебель, что-то вроде белорусской ИКЕИ? Сейчас продаем ее оптом, через интернет. Работает хорошо в этом случае соотношение цены и качества. Так, наш стол, например, обойдется в 100 рублей. Качество при этом заметно выше китайского аналога». В местоположении своего мини-предприятия Андрей видит только плюсы — освобождение от налога на прибыль, меньшая арендная ставка, свободный рынок. 

Во время кастинга.

Еще один любопытный стартап — от семьи Янушкевич из Пружан. Александр уже 16 лет занимается художественной ковкой, на проект пришел с реальным производством — изготовлением кованых листьев. Супруга Наталья удивила менторов необычным продуктом — порошком из… голубики. Применяется он в кондитерской промышленности. Вот только на рынке этот продукт импортный. Наталья же предлагает свое производство.

ХВАТАЛО в проекте и сомнительных бизнес-моделей. Ведущего программы Дениса Курьяна удивил участник, который предлагал заниматься переработкой ревеня. Причем тот клялся и божился, что производство его запатентовано. Редакторы проекта прямо при участнике вошли в интернет и прочли ответ от Минздрава, где было сказано, что ревень — культура весьма сомнительная. Ведь через три дня после срезки, он теряет большую часть своих свойств. Но своей идее участник все равно остался верен.

— В целом же, — комментирует Денис, — хороших идей хватало и в этом сезоне, и в прошлом. Другое дело, что абсолютное большинство участников не сделало качественные презентации, из-за этого часть задумок просто не была донесена до менторов. По большому счету прошли не самые выдающиеся идеи, но грамотно преподнесенные. К тому же менторы хотят понимать практический эффект бизнеса. Ведь на кастинге мы выбрали кого-то, а в последующих программах должны показать результат. Соответственно, проекты мечтателей не брали, даже если идеи космические и интересные. 

К категории космических задумок можно отнести проект Андрея Богданова. Парень задался целью сконструировать настоящую подводную лодку. Но для чего это плавсредство в наших реалиях? 

— Это мечта детства, ведь родился в браславских Видзах. Еще маленьким делал кораблики из пенопласта. Повзрослел и захотел построит настоящее судно. Предлагал проект трехместной подводной лодки, которую можно использовать в туристических целях на той же Нарочи, — рисует бизнес-план Андрей. — Проект, кстати, не такой уж и дорогостоящий: нужен всего лишь электродвигатель и стальные листы — на все про все 6 тысяч рублей. Вот такая мечта у инженера-романтика. 

Поплывет ли подводная лодка и удастся ли раскрутить порошок из голубики, зрители увидят совсем скоро. В первых четырех программах узнаем, какие еще проекты представлены менторам. По итогам презентации будет отобрано 10 участников. Чьи идеи будут реализованы? Кто пройдет в финал проекта? Смотрите программу «Мой бизнес» по субботам в 18.40 на телеканале ОНТ. Победителя второго сезона проекта зрители телеканала выберут в декабре 2016 года.

bizyk@sb.by

Фото из архива телеканала ОНТ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter