Бесплатные квартиры

Кроме льготы, это еще и большая ответственность
Даже сейчас, когда жилье стало предметом активной купли–продажи и довольно дорогим удовольствием, страна поддерживает социально не защищенных граждан и выделяет им бесплатные, так называемые социальные, квартиры.

Дело это очень затратное, бюджет скуп в средствах, а построенное прежде жилье уже в основном приватизировано. В прошлом году за счет бюджетов всех уровней в стране построено 275 тысяч квадратных метров жилплощади, или всего 8 процентов годовой программы. 10 лет назад доля «социалки» была вдвое больше. При этом законы, где четко прописаны категории нуждающихся, которым бесплатное жилье положено, практически не изменились. Это, например, ветераны Великой Отечественной войны, сироты, инвалиды, больные активной формой туберкулеза. По статистике, на помощь государства в решении квартирного вопроса уповают более 16 тысяч семей, десятилетиями ожидая своей очереди.

Между тем из нескольких тысяч государственных квартир, построенных на деньги местных и республиканских бюджетов в прошлом году, очередникам достанутся не все. Часть причитается еще и судьям, прокурорам, сотрудникам органов милиции, коммунальникам, руководителям, которых переводят в центр из регионов. В общем, всем тем, кому по роду деятельности и законодательству положено служебное тире государственное жилье. Кто против? Но, с другой стороны, согласитесь, вопрос этот очень деликатный... и порой неоднозначный... Добавим сюда еще и переселенцев из ветхих бараков и домов, которые идут под снос...

В общем, так или иначе, но социального жилья в стране, в особенности в Минске, явно не хватает. Вот тут и пригодилось постановление Совмина СССР 1970 года, которое позволяло исполкомам удерживать с предприятий-застройщиков 6 процентов жилья для переселения людей из сносимых жилищ и 2 процента — в служебное пользование ЖКХ. Некоторые исполкомы реанимировали, модернизировали его своими решениями и, образно говоря, заставили «богатых» строить жилье для «бедных». Но вот вопрос: всегда ли «социальные жильцы» ценят эту заботу?

Несколько лет назад на улице Старовиленской в Минске (в шикарном, надо сказать, месте — центр города, озерно–парковая зона) был возведен 10–этажный дом N 97 на 393 квартиры. В его постройку государство не вложило ни копейки. Более того, дольщики подарили городу 8 квартир — своего рода благодарность исполкому за выделение места в столь престижном районе. А если официально, то те самые 2 процента в качестве служебного работникам ЖКХ и еще 6 процентов — для переселения людей из бараков и т.п.

— У нас вышло так, — рассказала мне жительница дома пенсионерка Чеслава Барановская, — бесплатные квартиры получили трое больных открытой формой туберкулеза. Сочувствуем, конечно. Но вот... Один из них — с шестью судимостями, никогда не был трезв, устроил в квартире притон, собирал шумные компании, частенько спал пьяный на скамейке. А у соседей по тамбуру — грудной ребенок, представляете?.. Грешно говорить, но, когда беспокойный сосед умер, а следом за ним и другой, дом вздохнул с облегчением.

«Мы понимаем, что есть граждане, которым государство должно помогать решать жилищный вопрос, — привожу мнение Татьяны Ковалевой, жительницы дома N 97 по улице Старовиленской, — но разве вот так? Квартиры в нашем доме стоят очень недешево, за одну можно было бы купить несколько на окраине».

Если сложить и реализовать все, что передают местным исполкомам частные застройщики, на вырученные деньги можно было построить целый социальный городок. Между тем в Минске, к примеру, в начале нынешнего года более 170 таких квартир оставались незаселенными. «Слишком велики, — заметил председатель комитета строительства и жилищной политики Мингорисполкома Евгений Вовна. — Под социальное жилье нужны в основном 1 — 2–комнатные, а застройщики передают 3 — 4–комнатные квартиры». В конце концов, администрация города решила продать пустующее жилье по себестоимости многодетным семьям. Но это произошло после того, как проблемой распределения государственного жилья занялся Президент и поручил Комитету госконтроля проследить, кому же доставались дареные квартиры.

Бесплатное жилье — очень уж большой соблазн для махинаций.

Сейчас администрации районов запрашивают такую информацию в ЖЭС и у товариществ собственников. Я тоже попыталась это сделать в частном, так сказать, порядке. Поговорила с жильцами некоторых престижных домов, где квартиры оцениваются без малого в сотню тысяч долларов. К сожалению, переселенцев из ветхого и сносимого жилфонда, «сирых да убогих» там — единицы. Из работников ЖКХ — директора ЖРЭО и, в крайнем случае, ЖЭС. А много, если честно сказать, — «начальства»... Большинство государственных квартир уже выкуплены ими за чеки «Жилье», то есть оформлены в собственность бесплатно либо за, прямо скажем, символические деньги.

...Государство должно заботиться о тех, кто не может этого сделать сам. Но процедура социальной поддержки лазейкой для преобразования государственной собственности в частную, думается, быть не должна. Уж слишком дорогое это удовольствие. Социальное жилье на то и предоставляется, чтобы поддержать, скажем, немощного ветерана Великой Отечественной войны, а не его совершенно здоровых и работоспособных внуков и правнуков. Кроме того, практика подселения «сирых да убогих» к «богатым и процветающим» далеко не бесспорна. В Орше, например, в микрорайоне Заднепровье в итоге получилась гремучая смесь: две трети квартир куплены гражданами по 400 с лишним тысяч рублей за квадратный метр, остальные розданы бесплатно... По словам председателя товарищества собственников «Юность–115» Юрия Дудкина, дом, которому два года от роду, уже нуждается в серьезном ремонте. Стены исписаны, двери и лифты искромсаны, домофоны уже несколько раз ремонтировали. Плюс драки, неплатежи и т.д. Назовем это так: культура общежития...

К сожалению, то, что достается легко и бесплатно, так же и ценится. А порой не ценится вовсе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter