Бесплатно – дороже

Город Люксембург герцогства Люксембург, откуда родом его бывший премьер-министр и нынешний председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, невелик: чуть больше 100 тысяч человек. Как Мозырь. Но ежедневно на работу туда приезжает еще 400 тысяч: обеспечивать работу секретариата Европарламента, суда ЕС, Европейской счетной палаты и инвестиционного банка. Да и переводческий центр ЕС, поди, тоже немало сотрудников требует. 

happytravelling.org

Вот и представьте себе, что весь Могилев в одночасье заехал поработать в Мозырь. И заедет ведь, но вот в Люксембурге – пробки. Старый город, древняя история, последнее великое герцогство, что ж вы хотите. В этой, видимо, связи свежепереизбранное правительство пообещало уже с будущего лета сделать весь общественный транспорт в стране бесплатным. 

Собственно, не весь, а оставшийся. Потому что с лета прошедшего все люксембуржцы возрастом до 20 лет уже ездят бесплатно. Как они там отличают 25-летнюю от 18-летней, можно ли у гражданки великого герцогства вот так в лоб спрашивать о возрасте и как поступать, если ребенок в трамвае едет даром, но пиво уже пьет, непонятно. 

Экономия, собственно, ожидается невеликая. Ведь и сейчас перемещаться по Люксембургу можно почти задаром: 2 евро стоит билет на любой вид транспорта, включая электрички, на два часа. А от северной до южной границы государства - километров 100. Поэтому главное тут – не экономический эффект.

Скорее, политический: идя на перевыборы, новое правительство обещало не только бесплатный проезд. Но и два новых государственных праздника. Хотя и старых хватает: Рождество и Пасха, день всех Святых и Вознесение, а еще день рождения Великого Герцога. Но еще два лишними ведь не будут? А чтобы граждане во время отдыха не скучали, обещают легализовать каннабис. Марихуану, проще говоря.
Если все это сложить вместе, то Люксембург стремительно движется к позиции «новой мекки» для всех европейских мигрантов – и легальных, и особенно нелегальных. А вооруженные силы Люксембурга (они – есть!) насчитывают всего 1,5 тысячи человек, могут и не справиться. Теперь понятно, почему Юнкер так ратовал за идею создания армии Евросоюза: он знал. 

Но все эти проблемы политики из сердца Европы привычно решат, нет сомнений. Опасения вызывают лишь две сугубо бытовые вещи. Одна из них: как заставить 400 тысяч человек из собственных автомобилей пересесть в общественный транспорт. Некоторые полагают, что его бесплатность поможет мало. Вот если бы за проезд на автобусе людям платили…

Еще одна, не менее важная проблема связана с тем, что до сих пор в электричках Люксембурга были классы, первый и второй. И те люксембуржцы, которые желали отличаться от других люксембуржцев, могли на час-два взять себе билет первого класса. Теперь же получается, что деньги ничего не решают, куда же мы катимся? Кто ни попадя может ехать себе первым классом… Это подрывает самые основы демократической системы. Потому что любой демократ заслуживает преференций по сравнению с тоталитарными, авторитарными, антидемократическими, нерыночными, слаборазвитыми, посткоммунистическими и многими другими недотянувшими людьми. И, естественно, с мигрантами. 

Так что политикам Люксембурга отдыхать некогда. Даже в выходные. Впереди – море работы. А вы говорите, бесплатное сделать просто. 
  
mukovoz@sb.by          
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter