Дроны-хулиганы. Кто и как нарушает законодательство при использовании беспилотников?

Беспилотные хулиганы

Согласно данным Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций, в 2021 году в воздушном пространстве нашей страны зафиксировано 57 полетов беспилотников и авиамоделей. При этом семь из них были выполнены с нарушением законодательства. В Генеральной прокуратуре уверены: причина этому — незнание либо игнорирование владельцами указанных летательных аппаратов требований законодательства по организации и выполнению полетов.

Коллаж Анны ВЯЖЕВИЧ.

Удаленно пилотируемый летающий транспорт уже никого не удивляет. Дроны не первый год используются во всем мире для решения огромного количества задач. В нашей стране им также уделяется большое внимание. Беспилотные летательные аппараты задействуются во многих отраслях экономики: начиная от сельского хозяйства и заканчивая научными разработками. Тем не менее их повсеместное применение несет за собой определенные риски. Эту технологию давно освоили и представители криминального мира. Дело в том, что беспилотники, управлять которыми благодаря интернету и 5G возможно из любой точки мира, могут поднимать в воздух значительный вес, способны вести аудио- и видеозапись даже на расстоянии. В конце концов, они сами, падая с высоты, представляют серьезную угрозу для тех, кто находится на земле. Например, в Европе беспилотные летательные аппараты все чаще фиксируют вблизи тюрем, в Америке дроны несколько раз становились причиной срыва работы пожарной авиации, в Лондоне полиция заявила, что каждое второе происшествие с дронами — это использование их в криминальных целях.

— Еще несколько лет назад, к примеру, остро обозначилась проблема с полетами ­БПЛА над стратегически важным объектом — Белорусской атомной электростанцией. При этом ни в одном из случаев так и не были установлены нарушители. Руководство ­БелАЭС усилило меры безопасности, установило систему обнаружения и подавления ­БПЛА. В прошлом году зафиксированы факты запуска беспилотников в районе аэропорта и иных режимных объектов, — рассказывает Николай Кротов, начальник управления по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры. 

В законодательстве нашей страны достаточно мер для борьбы с беспилотниками-нарушителями. Например, Указ Президента № 215 позволяет военнослужащим воинских формирований, сотрудникам органов внутренних дел и другим лицам применять спецсредства для пресечения таких полетов. За несоблюдение правил использования воздушного пространства предусмотрена административная ответственность — предупреждение или штраф. Но есть нюансы. 
Законодательство не предусматривает прямую уголовную ответственность за подобные действия. Однако если нарушение воздушного пространства повлекло за собой совершение хулиганства, акта терроризма, помешало воздушному транспорту и так далее, то и ответственность будет соответствующая содеянному.
— Некоторые беспилотные летательные аппараты могут быть оснащены системами контроля, видеомониторинга. Если при этом осуществляется вмешательство в личную жизнь — это наказуемо. Беспилотники могут использоваться и в других преступных целях, в том числе посягающих на национальную безопасность, — обращает внимание начальник управления. 

Беспилотник-хулиган может повредить чужое имущество, причинить вред человеку и даже поставить под угрозу полет самолета. Как это случилось в августе 2018-го на Заславском водохранилище. В тот день полет беспилотника-нарушителя был зафиксирован средствами объективного контроля, высота его полета составляла более 900 метров. 

— Это было опасное сближение беспилотного летательного аппарата с воздушным судном Boeing-737—500 ОАО «Авиакомпания «Белавиа», выполнявшим полет по маршруту Харьков — Минск и заходившим на посадку в минский аэропорт. Последствия столкновения представить сложно, — уточняет прокурор. 

В Генпрокуратуре уверены: сфера применения беспилотных летательных аппаратов сегодня не урегулирована надлежащим образом. Поэтому в прошлом году по требованию Генеральной прокуратуры Министерство транспорта и коммуникаций начало разработку Правил использования таких устройств.


— Фактически будет четко регламентирован порядок использования беспилотных летательных аппаратов в нашем воздушном пространстве. От А и до Я. По нашему настоянию будет усилен контроль со стороны компетентных органов в данной сфере, — комментирует ситуацию Николай Кротов. 
Начальник управления также обращает внимание, что в каждом конкретном случае важно обеспечить неотвратимость ответственности за нарушение порядка в сфере использования ­БПЛА, а также усовершенствовать профилактическую деятельность: 

— Нужно доносить информацию всеми доступными методами, чтобы предупредить любого рода чрезвычайные ситуации, повысить правовую культуру пользователей воздушного пространства. В эту работу, безусловно, должны включаться как органы воздушного транспорта, так и субъекты профилактики правонарушений.

ВАЖНО

Полеты беспилотных летательных аппаратов над населенными пунктами в нашей стране, за исключением сельских, запрещены. Владелец гаджета обязан подать заявку и план полета на использование воздушного пространства в центр Единой системы организации воздушного движения. Документы представляются через сайт «Белаэронавигации».

СПРАВКА «СБ»

В этом году Министерство транспорта и коммуникаций по инициативе Генеральной прокуратуры планирует принять Авиационные правила по эксплуатации беспилотных летательных аппаратов и дистанционно пилотируемых воздушных судов гражданской авиации. С учетом их взлетной массы предусматриваются процедура регистрации, сертификации и учета, профессиональная подготовка операторов беспилотных летательных аппаратов и их допуск к управлению.

isaenok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter