Если польская сторона будет и дальше играть на повышение ставок, то у Беларуси есть свои козыри

Бесперспективный тон ультиматумов

Правительство Польши чувствует себя настолько всемогущим, что начинает позволять себе разговаривать с нами языком ультиматумов. Министр внутренних дел этой страны Мариуш Каминьский заявил, что польская сторона закроет железнодорожный пункт пропуска в «Кузнице», если Беларусь не предпримет никаких действий по стабилизации ситуации на границе. И сам тон этого обращения, и игнорирование того, что Беларусь давно предлагала диалог и поиски выхода из кризиса на границе, говорят нам, что польские власти на самом деле не хотят ничего конструктивно решать. Они специально нагнетают напряжение и прекрасно знают, что ни на какие ультиматумы Беларусь отвечать не будет, не будет даже их рассматривать.

А свои угрозы поляки могут оставить при себе, ведь в случае прекращения железнодорожного сообщения в «Кузнице» пострадают в том числе и сами поляки, для которых международный транзит важен и нужен. Более того, сама Беларусь может ответить тем же: через нашу территорию в Польшу идут важные транспортные артерии и трубопроводы, и если польская сторона будет и дальше играть на повышение ставок, то у нас тоже есть свои козыри.

С Беларусью языком ультиматумов и угроз разговаривать не получится, и польской стороне стоило бы это усвоить раз и навсегда. Ни согнанными тысячами военных на границе, ни применением спецсредств против безоружных, отчаявшихся людей, ни пропагандистской истерикой нас не запугать. А все преступления польских властей мы будем тщательно фиксировать, документировать и станем добиваться уголовного преследования совершивших их лиц.

Становится все более очевидным, что с поляками бессмысленно договариваться, нужно говорить с более ответственными силами в Европе, и это уже происходит после звонков Ангелы Меркель Александру Лукашенко. Пресс-секретарь нашего Президента Наталья Эйсмонт подробно объяснила суть договоренностей.

Примерно 2 тысячам беженцев, скопившимся на польской границе, может быть предоставлен гуманитарный коридор в Германию, остальным нескольким тысячам, находящимся в Беларуси, будет оказана помощь в возвращении на родину. И это уже происходит: первый самолет с почти четырьмя сотнями человек вылетел в Ирак.

Беларусь очень четко следует договоренностям и своим обещаниям, чего пока не скажешь о европейцах — гуманитарный коридор пока не предоставлен, наоборот, звучат заявления европейских политиков о том, что никаких беженцев они вообще не примут…

С ЕС очень тяжело иметь дело: там одни политики что-то обещают, другие от этого отказываются, а поляки делают все, чтобы сорвать любые договоренности и причинить как можно больше вреда всем соседям. 

Но подвижки в лучшую сторону все-таки есть, хоть какой-то диалог начался, а международные организации вроде ООН начинают прозревать. Очень поздно и как-то неохотно, но та же ООН уже подключается к разрешению кризиса, и, вероятно, нашу страну скоро может посетить Верховный комиссар ООН по делам беженцев.

К ООН накопилось много вопросов: почему же там так долго ждали, где гуманитарная и иная помощь людям, застрявшим на границе, почему они так долго не могут никуда попасть? Если организация не занимается возложенными на нее обязанностями, то зачем она вообще?

Сейчас у ее представителей есть хороший шанс реабилитироваться и как можно скорее начать помогать беженцам в Беларуси, и будем надеяться, что именно так и произойдет. Беларусь открыта к любой помощи, ко всестороннему освещению всей ситуации, лишь бы это помогло попавшим к нам людям выбраться из трудного положения. И Беларусь ведет себя в этом всем достойно в отличие от польской власти, которая, кажется, забыла и христианские заповеди, и элементарные нормы человеческой морали.

Алексей Дзермант, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук, политолог
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter