Беслан: тяжелый урок

Вчера ближе к вечеру из Беслана пришла первая за последние дни обнадеживающая новость.
Вчера ближе к вечеру из Беслана пришла первая за последние дни обнадеживающая новость. Террористы освободили первых заложников. Сначала это были три женщины с грудными детьми. Вслед за ними боевики отпустили еще 20 женщин и детей.

Одну из бывших заложниц вместе с ребенком сразу направили в больницу. По словам медиков, дежурящих на месте происшествия, физическое состояние остальных освобожденных нормальное, однако все они морально истощены.

На момент, когда номер подписывается в печать, это пока единственный сигнал надежды... Что принесет новый день?..

"Страна после 26 октября не может себе позволить оставаться такой же, как до второго акта мюзикла "Норд-Ост", - писали российские газеты в октябре 2002-го, после захвата Театрального центра на Дубровке. Сильно сказано, но... Россия переживает сегодня очередной акт все той же драмы.

Как будто кто-то крутанул рычажок времени назад, и вновь мы видим повторение ужасного спектакля в исполнении отрицательных персонажей в черных масках. Спектакль без слов - ибо сказать террористам нечего. Дошло до того, что уставшие от информационной пустоты журналисты сами стали слагать некие "требования", а затем их же и опровергать. Нет и не может быть в ситуации абсурда, когда в заложники берутся дети, никаких резонов. Зато есть желание продержать зрителей ужасной драмы перед экранами телевизоров как можно дольше.

И вот захватчики школы уже вызывают к себе на "переговоры" известного доктора Рошаля - того самого, который спасал детей на представлении "Норд-Оста". Для чего это делается? Потусторонние режиссеры стремятся включить известную личность в свое шокирующее шоу.

Думаю, доктору Рошалю трудно, очень трудно сдерживать эмоции, когда он в очередной раз вынужден "общаться" с той мерзостью, которая противна ему по своей сути. Даже не думаю, а точно знаю, потому как судьбе угодно было свести меня с Леонидом Михайловичем на совместных курсах по изучению английского языка. И занимались мы на Большой Полянке в Москве - по этому адресу размещалась детская травматология, которой заведовал Рошаль.

Утром этот похожий на артиста Леонова доктор лечил детские травмы и переломы. А вечером, пользуясь правами хозяина, пускал своих одногруппников в актовый зал травматологии (со свободными площадями в Москве напряженка), где мы все вместе и штудировали "язык международного общения". Было это в 1989 году, и уже тогда Рошаль предвидел, что ему, классному детскому травматологу, придется мотаться по миру, спасая детей. Для того и учил английский, для того создал и пресловутый Центр медицины катастроф...

Вот так пути разных людей сходятся сегодня в одной точке. Терроризм рождает, помимо всего прочего, и причастность всех и каждого к этому злу, хотим мы того или нет. Вопрос только в том, в чем выражается эта причастность.

Доктор Фауст хотел остановить мгновение, потому что оно прекрасно. Доктор Рошаль стремится остановить, задержать, предотвратить мгновение, которое ужасно.

А ведь его надо не только остановить. Сегодня в Беслане решается гораздо более масштабная задача. Боевики хотят заставить всех играть по их собственным абсурдным правилам. Поэтому и выбрали самый шокирующий, самый бесчеловечный сценарий - с участием детей. Это ставка на шок, на подавление воли, на то оцепенение, которое испытывает жертва под взглядом змеи. "Змея" не спешит с последним броском, зато она уже отравила своим ядом весь телеэфир, все информационное пространство.

...Московская мэрия отменила праздник города. То же самое сделали недавно воронежские власти. Да что праздник - дети ходят в школу в сопровождении людей в камуфляже, атомные станции оцеплены, железная дорога объявляет об отмене поездов... Террористы не спешат заканчивать свой кошмарный спектакль - кровавый бандитский сериал для них куда предпочтительнее односерийного фильма ужасов.



Как это было...

Захват детей в Беслане войдет в историю как пример абсолютной бесчеловечности организаторов подобных преступлений. А между тем кровавый шлейф тянется за чеченскими боевиками уже не первый год...

1995 год. Буденновск. Отряд полевого командира Шамиля Басаева согнал около 1.800 заложников в городскую больницу. Погибли 129 человек, 415 были ранены.

1996 год. Кизляр. Группа под командованием Салмана Радуева, действуя по похожему сценарию, напала на этот дагестанский город, захватила местную больницу, а затем, прикрываясь живым щитом из сотни заложников, ушла в село Первомайское. В результате этих событий 78 человек погибли, а 300 были ранены.

2001 год. Стамбул. Группа чеченцев захватила самолет, направлявшийся из Стамбула в Москву, и потребовала посадить его в Саудовской Аравии. На борту лайнера находились более 160 пассажиров и 12 членов экипажа. Два заложника погибли.

2002 год. Москва. Захвачен Театральный центр на Дубровке. Более 100 человек погибли.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter