Бесхитростные строки суровой правды

Здравствуйте, дорогие белорусские товарищи! Кланяется вам сын участника и партизана Великой Отечественной войны Алексея Федоровича Большакова...
Здравствуйте, дорогие белорусские товарищи! Кланяется вам сын участника и партизана Великой Отечественной войны Алексея Федоровича Большакова. В начале войны мне было 11 лет. Мой отец сражался с фашистами в рядах белорусских народных мстителей. После соединения партизан с Красной Армией продолжил воевать до победы, служил наводчиком 76–мм противотанковой пушки. Отец остался жив. Много раз он хотел навестить дорогие ему места. Но был болен, плохо себя чувствовал: трижды контужен, несколько раз ранен. Так и не собрался в партизанский край. Отец умер в 1966 году.

А мне пришлось служить в Барановичах и Бресте. Для нас обоих Белоруссия стала второй родиной. Высылаю вам копию письма белорусского крестьянина отцу на фронт и отцовское письмо мне. Написаны они в конце 1944 года. Дорогие внуки и правнуки жителей тех сожженных фашистами белорусских деревень! Примите от меня низкий, до земли, поклон за отца моего, которого в те страшные времена ваши деды выходили и поставили на ноги, проводили в партизаны.

Юрий Большаков, Москва.

Из письма Алексея Большакова сыну Юрию:

«Юра, я ни в одном письме не писал тебе о зверствах фашистов. Они жестоко расправлялись с нашими людьми. Я посылаю письмо, которое отправил мне на фронт один белорусский колхозник Семен Петрович Петровский. Его семье я многим обязан. Они мне помогали. В то время я был больной, долго лежал в постели. После чего поправился и ушел в партизаны. 30/XI–44 г.».

Письмо Семена Петровского на фронт бывшему партизану Алексею Большакову:

«Здравствуйте, Алексей Большаков! Поздравляем с 27–й годовщиной Октября!!! Привет от Петровского Семена и от всей нашей семьи: Жоржика, Мани и Коли!

Мы спешим сообщить о том, что живы и здоровы, и вам желаем всего хорошего в вашей жизни. Но только мы живы не все. Маму нашу Прасковью убили фашистские бандиты, а также убили Титиху Варку и Сергея Фаминова, и Сергеиху, и двое детей, и Христину, и ваших бывших хозяек: Гапулю, Ольгу и Марфу. Словом, в деревне тогда убили 65 человек только наших и еще много было Лубинских. Егор наш работал до сего времени в своей деревне трактористом, а теперь, завтра, 9/XI–44 г. пойдет в армию, а Коля ходит в Щеглицу в шестой класс, а мы с татой работаем в колхозе. Пишите свои новости, пишите, где ваша семья? Жива или нет?

Теперь мы живем в своем доме, и дядька Алексей тоже живет у нас, потому что его дом сгорел, и Захаренко Павел Федорович тоже жил до сих пор у нас, а теперь семья его живет пока у нас, а сам он работает председателем сельсовета в Дашковке.

Хорошо, что вы пошли в партизаны и избегли злых издевателей, так как они, кроме наших людей, еще пригнали с Пещанки 76 человек и живьем сожгли в сарае.

Оставайтесь живы и здоровы».

Вот такой неожиданный привет из прошлого. Судя по названиям упоминаемых деревень, автор белорусского письма жил в Могилевском районе. В бесхитростных строках, отправленных солдату на фронт, — суровая правда той жестокой военной жизни в Беларуси. В письме все просто, без идеологии и лозунгов. И от этого оно еще горше и страшнее. Но никакие испытания и даже трагедии не могут убить душу белорусского крестьянина, белорусского народа. Как радуются эти простые люди весточке от Алексея Большакова, тому, что он жив и здоров! А посмотрите, сколько человек обитало в сохранившейся хате: никто на улице не остался... В том и есть соль земли белорусской и характер людей, живущих на этой земле, которым шлет сердечный привет и низкий поклон сын солдата россиянин Юрий Большаков.

Подготовила Галина УЛИТЕНОК, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter