Бесформенное безобразие

О рекламных вывесках

Любите ли вы Минск так, как люблю его я? С таким вопросом давно хотел подойти ко многим ушлым предпринимателям, «замаскировавшим» ампирный проспект Независимости и барочные улочки Верхнего города яркими безвкусными вывесками. А также хочу поинтересоваться у коммунальников: что лучше — красивый вид города в ночи, когда фасады горят тысячами киловатт ламп, или днем — когда явно неуместные по стилю прожекторы, повисшие на стенах, уныло смотрят потухшими «глазами» на прохожих? Однако мне не пришлось ходить по инстанциям в поисках ответов на эти простые вопросы. Помогла... Генеральная прокуратура.


Начали с малого. Прокуроры обошли прилегающие к зданию своего ведомства кварталы между улицами Интернациональной, Комсомольской и Революционной. Этого оказалось достаточно, чтобы сделать неутешительные выводы: почти вся реклама, вывешенная на стенах, размещена незаконно, уродуя фасады домов, включенных в Госсписок историко–культурных ценностей. «Эстетическое восприятие зданий страдает», — тонко подметил Павел Родионов, начальник управления по надзору за исполнением законодательства и законности правовых актов Генпрокуратуры.


И это еще мягко сказано. Один из домов по Комсомольской на 40 процентов «залеплен» рекламными вывесками — всех цветов радуги. Спрашивается тогда, зачем архитекторы и реставраторы продумывают до деталей оттенки краски, которой покрывается фасад, если все равно его «закуют» в пластмассовые «латы» безвкусицы?


Самое удивительное, что в нашей стране, где закон и порядок настолько сильны, что нарушить их в центре города кажется чем–то немыслимым, согласований с городскими властями на дешевую и безобразную рекламу почти никто не получал. Достаточно сказать, что составлено 19 протоколов о нарушениях. Но и там, где согласования имелись, на деле собственники поступали так, как им заблагорассудится. Хотя говорить о каком–то благе здесь, наверное, неуместно.


Проблема еще в том, что повесить пошлую вывеску — это проще простого. Вот снять ее — операция посложнее. Теперь Генпрокуратура направляет письма в Минкультуры с требованием пересмотреть выданные согласования и рассмотреть вопрос о демонтаже рекламы. Пока там примут меры — пройдет какой–то срок. А тем временем в соседнем квартале находчивые предприниматели тоже что–нибудь прилепят на балкон или карниз — этакое «красивенькое» да «по–богатому». Не уследишь!


Несколько лет назад общественность поднимала шум насчет порчи декоративной столярки, формы окон и подъездов в домах на проспекте Независимости. Тоже ведь памятник архитектуры, да еще с претензией на внесение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО! Тем не менее ничто не мешает собственникам отдельных помещений, переоборудуя их под кафе и магазины, крошить все то, что создавалось зодчими и простыми рабочими в первые годы после освобождения Минска от немецкой оккупации. Конечно, толстосумам (и очень часто по совместительству — тугодумам) не понять, что здание с охранной доской — это не переходящее за зеленые купюры знамя, которым махай как хочешь, а частичка общенародной памяти, а порой — вместилище крови, пота и слез. И относиться надобно к реликвиям бережно: шевелить извилинами, прежде чем рубить сплеча новый дверной проем или пригвоздить бесформенную вывеску.


Можно поругивать Запад: мол, вот откуда к нам пришла мода на «наползающие» друг на друга рекламы, закрывающие изящные капители и кокошники на фасадах. Однако белорусская народная мудрость не зря говорит: «Людзей слухай, а свой розум май!» К счастью, в Генпрокуратуре нашлись вдумчивые специалисты. В Минкультуры тоже зашевелились. Игорь Чернявский, начальник управления по охране историко–культурного наследия и реставрации, на мой вопрос, что делать, ответил, что придется рассмотреть вопрос и об освещении улиц. К сожалению, коммунальные службы испортили прожекторами фасады многих ценных зданий. Хотя современные технологии и мировая (западная, в частности) практика рекомендуют устанавливать подсветку, не цепляя фонари за карнизы, а — с земли. У нас пока что такие тонкие материи не в моде.


Впрочем, понять что к чему не так уж сложно. Пока образцом для подражания в архитектуре является Москва со всем ее богатейшим наследием «лужковщины» (в том числе бульдозерной «реставрацией», с которой в российской столице до сих пор не могут совладать даже высокопоставленные чиновники), у Генпрокуратуры и Минкультуры работы еще хватит на многие годы вперед.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter