Беседа с ангелами

Брестский художник Николай Кузьмич завершает работу над ракой для мощей преподобной Евфросинии Полоцкой
Брестский художник Николай Кузьмич завершает работу над ракой для мощей преподобной Евфросинии Полоцкой

...«Ублажаем тя, Преподобная мати наша Евфросиния, чтим святую память твою, наставница монахинь и собеседница ангелов» — большие буквы по периметру облицованного серебром саркофага читаются, как только переступаешь порог небольшой мастерской, арендованной в Бресте для выполнения непростой, мучительной и в то же время счастливой работы. Мастер — художник–эмальер Николай Кузьмич, в подмастерьях — выпускник Брестского политехнического техникума Александр Андрейчук и Андрей Мазько, закончивший художественно–графический факультет БрГУ имени Пушкина. А также сын художника Петр, который планирует в нынешнем году поступать в Белорусскую академию искусств.

— Они со мной с первого дня работы – с утра до вечера, поэтому многому научились, — представляет мне своих помощников Николай Кузьмич, а те даже головы не поднимают от раки, старательно черня серебро.

...Свою земную жизнь Евфросиния Полоцкая, игуменья и просветительница, закончила на Святой земле, куда тяжело больная совершила паломничество. В Иерусалиме некоторое время и почивали ее нетленные останки, затем семь веков они хранились в Киево–Печерской лавре. И только в 1910–м пароходом по Днепру святые мощи доставили на родную землю — в Полоцк (еще в 1833 году жители города обращались в Синод с просьбой о перенесении останков в монашескую обитель, построенную Евфросинией). Привезли в гробнице, изготовленной в виде древнего саркофага на пожертвования верующих. Но в 1922 году случилось святотатство: раку вскрыли члены специально созданной комиссии Комиссариата юстиции РСФСР. Мощи княжны Полоцкой тогда отправили на атеистическую выставку в Москву, оттуда — в краеведческий музей Витебска. И только в 1943 году останки вернулись в Полоцкий Спасо–Евфросиньевский женский монастырь.

А вот куда исчез оригинальный саркофаг, до сих пор неизвестно. В 2003 году с благословения митрополита Филарета Николай Кузьмич приступил к работе над новой ракой. Только серебра понадобилось 106 килограммов. Общий вес гробницы — почти 40 пудов. Фундаментальность соседствует с тонкой ювелирной работой. Внешнюю сторону раки украшают барельефы, отображающие перенесение мощей святой из Иерусалима в Киев и закладку в ее обители церкви Всемилостивейшего Спаса. Виноградная лоза и орнамент из цветной эмали окантовывают раку. Боковые поверхности покрыты позолотой. Но верхняя крышка надгробия особенно впечатляет: образ преподобной в полный рост венчает нимб с рубинами и жемчугами. В раку вставлен гроб, изготовленный из кипарисового дерева в мастерской «Минскреставрации». 5 июня — в день памяти белорусской святой — после обряда освящения сюда поместят мощи Евфросинии Полоцкой, облаченные в одеяние, над которым трудились полоцкие монахини–золотошвейки.

...Годы работы над Крестом и ракой стали для Николая Кузьмича годами собственного духовного возрождения, хотя вдаваться в разговоры на эту тему мастер не любит. Без веры и молитвы выполнить столь сложную задачу невозможно, сколько бы ни было таланта. Сейчас у художника напряженные дни: необходимо успеть закончить работу к середине мая, доставить гробницу в Полоцк, собрать... А в историю Кузьмич уже вошел — как воссоздатель национальных святынь.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter