Брестский художник Николай Кузьмич завершает работу над ракой для мощей преподобной Евфросинии Полоцкой
...«Ублажаем тя, Преподобная мати наша Евфросиния, чтим святую память твою, наставница монахинь и собеседница ангелов» — большие буквы по периметру облицованного серебром саркофага читаются, как только переступаешь порог небольшой мастерской, арендованной в Бресте для выполнения непростой, мучительной и в то же время счастливой работы. Мастер — художник–эмальер Николай Кузьмич, в подмастерьях — выпускник Брестского политехнического техникума Александр Андрейчук и Андрей Мазько, закончивший художественно–графический факультет БрГУ имени Пушкина. А также сын художника Петр, который планирует в нынешнем году поступать в Белорусскую академию искусств.
— Они со мной с первого дня работы – с утра до вечера, поэтому многому научились, — представляет мне своих помощников Николай Кузьмич, а те даже головы не поднимают от раки, старательно черня серебро.
...Свою земную жизнь Евфросиния Полоцкая, игуменья и просветительница, закончила на Святой земле, куда тяжело больная совершила паломничество. В Иерусалиме некоторое время и почивали ее нетленные останки, затем семь веков они хранились в Киево–Печерской лавре. И только в 1910–м пароходом по Днепру святые мощи доставили на родную землю — в Полоцк (еще в 1833 году жители города обращались в Синод с просьбой о перенесении останков в монашескую обитель, построенную Евфросинией). Привезли в гробнице, изготовленной в виде древнего саркофага на пожертвования верующих. Но в 1922 году случилось святотатство: раку вскрыли члены специально созданной комиссии Комиссариата юстиции РСФСР. Мощи княжны Полоцкой тогда отправили на атеистическую выставку в Москву, оттуда — в краеведческий музей Витебска. И только в 1943 году останки вернулись в Полоцкий Спасо–Евфросиньевский женский монастырь.
А вот куда исчез оригинальный саркофаг, до сих пор неизвестно. В 2003 году с благословения митрополита Филарета Николай Кузьмич приступил к работе над новой ракой. Только серебра понадобилось 106 килограммов. Общий вес гробницы — почти 40 пудов. Фундаментальность соседствует с тонкой ювелирной работой. Внешнюю сторону раки украшают барельефы, отображающие перенесение мощей святой из Иерусалима в Киев и закладку в ее обители церкви Всемилостивейшего Спаса. Виноградная лоза и орнамент из цветной эмали окантовывают раку. Боковые поверхности покрыты позолотой. Но верхняя крышка надгробия особенно впечатляет: образ преподобной в полный рост венчает нимб с рубинами и жемчугами. В раку вставлен гроб, изготовленный из кипарисового дерева в мастерской «Минскреставрации». 5 июня — в день памяти белорусской святой — после обряда освящения сюда поместят мощи Евфросинии Полоцкой, облаченные в одеяние, над которым трудились полоцкие монахини–золотошвейки.
...Годы работы над Крестом и ракой стали для Николая Кузьмича годами собственного духовного возрождения, хотя вдаваться в разговоры на эту тему мастер не любит. Без веры и молитвы выполнить столь сложную задачу невозможно, сколько бы ни было таланта. Сейчас у художника напряженные дни: необходимо успеть закончить работу к середине мая, доставить гробницу в Полоцк, собрать... А в историю Кузьмич уже вошел — как воссоздатель национальных святынь.
Фото БЕЛТА.
Беседа с ангелами
Брестский художник Николай Кузьмич завершает работу над ракой для мощей преподобной Евфросинии Полоцкой