Почему водители устраивают гонки с ГАИ

Бес тормозов

Не проходит и дня, чтобы какой-нибудь лихой водитель не попытался скрыться от экипажа Госавтоинспекции. Некоторых останавливают через километр. Иные устраивают грандиозные гонки по оживленным улицам городов или на пустынных трассах. Доходит до стрельбы и трагедий. И речь не всегда идет о пьянстве за рулем. Случается, что у отчаянного гонщика с документами всё в порядке, в машине — ничего запрещенного, сам он трезв и, более того, в прошлом вполне законопослушен. Что скрывается за стандартным для таких случаев объяснением — бес попутал?

Фото Юрия Мозолевского

Остановка по требованию

Полтора года назад 36-летний Владислав на своем “Опеле” ехал за полночь домой. Пристоличный поселок Лесной был пустынным. Внезапный звук сирены и ударивший по глазам свет проблесковых маячков заставил мужчину вздрогнуть. А через мгновение — совершить ряд действий, эхо которых аукается до сих пор, рассказал Владислав корреспонденту “НГ”:

— Машинально я нажал на газ. Через сотню метров понял, что, по сути, я начал убегать. Не удивлюсь, если преследователи этот факт осознали даже немного позже. Услышал стандартную фразу “принять вправо и остановиться” — вспоминает Влад. — Вроде бы и попытался выполнить требование, но при этом наехал на бордюр, разделяющий проезжую часть и тротуар. И тут же мысль: “Попал. Неподчинение. Выезд на пешеходную зону. Штрафы... Или попытаться уйти?”

Владислав ударил по газам. Вспомнил — через каких-то полкилометра развязка на скоростную витебскую трассу. Правда, маневр не удался: на той самой развязке гонщика “зажал” второй экипаж ГАИ. Люди в погонах удивлялись — документы в полном порядке, к машине претензий нет, водитель трезв, да и в прошлом по линии ГАИ к нему вопросов не было. Не нарушал и не хулиганил. Чего ради убегал? “Испугался”, — только и смог промямлить Влад, в то время как на него вполне обоснованно и справедливо составляли протоколы за нарушения ПДД.

В массовом потоке машин нет-нет да и найдется водитель, который так и норовит не подчиниться законным требованиям госинспекторов об остановке. Гоняют “шумахеров” каждый день в столице, областных центрах, в самой что ни на есть сельской глубинке. Об этом красноречиво свидетельствует статистика — ни дня без подобных происшествий. Однако чаще всего после погони на людей в погонах смотрят стеклянные глаза, а их владелец, отдуваясь винным перегаром, не в состоянии даже выйти из машины. Если отбросить эмоции, мотивы у такого рода лихачей увильнуть от ответственности предельно ясны. Здесь и огромный штраф, и длительные сроки лишения водительских прав, и перспектива конфискации самого автомобиля.

Вообще, что у пьяных на уме, гадать — себе дороже. Особенно на дороге. Их поведение зачастую не поддается логике. Кто-то колесит по Гомелю на скорости 120 км/ч, а потом бросает разбитую машину и прячется в мусорном контейнере. В Кобрине лихой гонщик таранит служебные машины, “катает” инспектора на багажнике, врезается в препятствие. Резонансный случай в Минске: 14 экипажей ГАИ и применение табельного оружия потребовались для того, чтобы заставить остановиться черную BMW. В иномарке, которая на бешеной скорости объехала полгорода, несколько раз выезжала на пристоличные трассы и возвращалась обратно, были два человека — несовершеннолетний парень и 19-летняя девушка. Вроде бы во время погони они даже умудрились поменяться местами. В конечном итоге за рулем обнаружился трезвый юноша, в то время как пьяная барышня сидела на пассажирском сиденье.

В Гомеле на глазах у сотрудников Госавтоинспекции водитель повернул там, где не положено. Сигнал об остановке проигнорировал. Его отлавливали по всему городу. Остановили. Если бы не гонки, отделался бы довольно “легким” штрафом. А так “собрал” 12 протоколов на более чем внушительную сумму.

Недавно в Минске немало шума наделал молодой человек на мотоцикле “Ямаха”. Превышение скорости, неоднократный выезд на полосу встречного движения и тротуар, проезды на запрещающие сигналы светофора, создание аварийных ситуаций... Целый “букет” протоколов, а в дополнение к ним — авария, падение, серьезные травмы и больница.

Что же движет законопослушными, на первый взгляд, водителями? Отчего уверенный в своей невиновности и, в общем-то, безгрешный (по линии ГАИ) человек вдруг начинает играть с сотрудниками Госавтоинспекции в кошки-мышки?

Привычка убегать

Заместитель командира спецподразделения по обеспечению дорожной безопасности ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Демченко за свою карьеру не единожды сталкивался с феноменом “трезвого беглеца”. Говорит, что стандартное объяснение неадекватного поведения — испуг, растерянность. А то и вовсе “так получилось”. Хотя изначально мотивы у разных людей отличаются:

— Тут можно выделить несколько типов водителей. Во-первых, молодежь, которой не хватает адреналина или есть желание что-то доказать, продемонстрировать товарищам. Если после погони мы видим за рулем юношу, поверьте, в большинстве случаев рядом будет сидеть симпатичная девушка или целая компания веселых друзей. Во-вторых, пожилые люди со своими страхами и неким негативным житейским опытом. В-третьих — те, у кого попросту что-то случилось в жизни. Накипело. Наболело. Это может быть банальная ссора с близкими, неприятности на работе и так далее. Через конфликт с инспекторами человек в особом эмоциональном состоянии пытается выплеснуть весь негатив.

А вот от стажа вождения и опытности в подобных ситуациях мало что зависит, уверен Сергей Демченко. В июне в районе столичной Грушевки внимание экипажа ГАИ привлек “Форд Фиеста”. Ночь, пустынная улица, неуверенные маневры... Патрульный включил проблесковые маячки и попросил остановиться. В ответ машина ускорилась и попыталась скрыться. Была прижата к обочине. Инспектор подошел и попросил у сидящей за рулем девушки (1983 года рождения) документы. Та резко рванула с места. Апофеозом стал заезд под запрещающий знак на служебную парковку местного РОВД. Девушку отправили на медосвидетельствование. Трезвее не бывает. Следов наркотических веществ в крови нет. Стаж вождения приличный, но случались ДТП, прочие нарушения. То есть до этого с милицией общалась неоднократно. Почему вдруг теперь решила убегать? Объяснить так и не смогла.

Бытует мнение, что сотрудники Госавтоинспекции своими действиями подталкивают к небезопасному стилю езды. Гоняясь за беглецом, провоцируют опасные ситуации. “Зачем преследовать? — звучат вопросы на форумах. — Фотографии, видео есть. Номера зафиксированы. Пусть себе едет дальше и дожидается “письма счастья” с самыми жесткими санкциями вплоть до конфискации машины. Не мешало бы скорректировать в этом плане законодательство”.

Сергей Демченко с такой позицией в корне не согласен:

— Я могу возразить: а зачем убегать, если все в порядке? Мы, сотрудники при исполнении, не должны руководствоваться догадками и предположениями. Кто сидит в уходящей машине? Какие у него цели? Вдруг это угонщик? Или пьяный? А может быть, это грабитель, который как раз возвращается с дела? Или у него труп в багажнике, оружие, наркотики? Мы не имеем права рисковать и отпускать нарушителя на все четыре стороны.

— А доводить своими действиями до аварий со страшными последствиями, подвергать угрозе здоровье и жизнь пешеходов, других водителей? — задаю более чем провокационный вопрос.

— Даже если водитель начал скрываться, у него всегда есть шанс одуматься. Есть выбор — продолжать гонку или остановиться и отделаться относительно малой кровью. Посмотрите любую запись преследования, которая в обязательном порядке ведется из салона служебной машины, — нигде не найдете провокаций. Мы стараемся держаться в стороне, применяем мягкие методы задержания.

Хотя, уточняет Сергей Юрьевич, в некоторых случаях приходится действовать более чем решительно. Дается оперативная оценка ситуации. Если становится ясно, что у беглеца во всех смыслах отказали тормоза и он идет ва-банк, допускаются жесткие меры. Один из самых эффективных способов затормозить гонщика — применить оружие. Во-первых, с поврежденными шинами большинство легковых машин не могут продолжать движение и все без исключения теряют управление. Во-вторых, вид оружия и звуки выстрелов моментально охлаждают пыл нарушителя. Совсем недавний случай. В минувший понедельник средь бела дня на трассе М-6 водитель микроавтобуса совершил мелкое ДТП, но для разбирательства не остановился. К преследованию подключилось несколько экипажей ГАИ, которые гнали бус вплоть до Минска и дальше — по столичным улицам. Было решено открыть огонь. Сначала в воздух, потом по колесам. Пробили шины, в результате беглец не справился с управлением и врезался в столб. Медосвидетельствование выявило в его крови более 2 промилле алкоголя.

Знак “сужения” дороги и сознания

Психолог, врач-психиатр и психотерапевт Михаил Дернаковский говорит, что неадекватное поведение законопослушных водителей может быть связано с большим количеством причин:

— В состоянии аффекта у человека практически парализуется воля, сознание приобретает “суженный” характер. Он не способен думать о последствиях своих действий, а фиксируется исключительно на раздражителях. Сложно сказать, как водитель воспримет внезапное появление милицейской машины с мигалками, сиреной, но когда включается аффективное состояние, он уже ни о чем не думает, кроме как о побеге. Самое обыденное объяснение такого поведения: что-то нашло, сорвался.

История в тему. Погоня по накалу страстей была похожа на отрывок из голливудского блокбастера. Пожилой человек на “Ауди” устроил беспредел в центре столицы. Вернее, сигнал об остановке водитель получил еще на трассе Р-28 Минск — Молодечно. Потом сиренами оглашались улицы Тимирязева, Кальварийская, Жудро. На парковке возле ТЦ “Корона” раздавались выстрелы из служебного оружия. Здесь было все — и езда по встречной полосе, и “скачки” по тротуарам и газонам, и чудом остающиеся целыми пешеходы на “зебре”, и таран других автомобилей. Разумеется, гонщика задержали. И он оказался трезвым. Потом свое поведение Михаил (именно так звали пожилого водителя) объяснил испугом. “Для меня было ударом, когда начали преследовать. Я не знаю... Такое состояние... Как говорится, старость — все это о себе дает знать”.

Рисунок Олега Попова

Итог дела был предсказуем. Лишь по ст. 23.4 КоАП (Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий) 65-летний водитель был оштрафован более чем на 1100 рублей. В довесок — иски от владельцев поврежденных машин, штрафы по другим нарушениям ПДД. А ведь остановись сразу — пожелали бы ему счастливого пути.

А еще в психологии есть понятие “регрессия в детский возраст”. Происходит, опять же, на фоне стресса:

— В детстве ребенок, чтобы его покормили и одели, склонен кричать и плакать, — приводит пример Михаил Дернаковский. — Это определено генетически. Потом ребенок вырастает и, если ситуация вызывает существенный дискомфорт, уже взрослый человек начинает “кричать” или “плакать”, дабы прийти в комфортное состояние. Попытка бегства — одно из классических проявлений подобной регрессии. Например, человек осознал, что почему-то не остановился на требование сотрудника милиции, у него возникает страх, что он уже что-то нарушил и его накажут, и он старается во что бы то ни стало убежать.

Есть и еще один фактор — жажда адреналина. Это, как прыгнуть с моста с веревкой, — получить встряску, заставить жизнь заиграть яркими красками. Хотя бы на короткий момент. Как в детективах с крутыми погонями. Правда, прежде чем попытаться получить “дозу” подобным способом, нужно оценить последствия, предупреждает Сергей Демченко. Прыгая с моста, человек рискует собственной жизнью. Уходя от погони, ставит под угрозу жизни окружающих. Стоит ли?

МНЕНИЯ

Андрей Рыбак, председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания:

— Просто ужесточить наказание за сам факт побега — не выход из ситуации. Ведь у каждого гонщика своя причина, и рассматривать подобные эпизоды нужно в индивидуальном порядке, так же как и принимать по ним решения. Но можно было бы продумать систему штрафных коэффициентов. 

И строже наказывать не за попытку скрыться, а за спровоцировавшие ее, а также сопутствующие нарушения. Например, если был нетрезв и при этом еще пытался убежать — санкции будут максимально строгими. Если во время погони нарушил другие пункты ПДД — именно по ним штрафы в двойном размере. Таким образом, попытка уйти в некоторых случаях могла бы восприниматься как отягчающее обстоятельство.

Николай Борисевич, ветеран ГАИ (1978—2001 годы работы):

— Во времена СССР точно так же водители устраивали догонялки с нашими патрульными машинами. В Минске не проходило и ночи без подобных инцидентов. И причины были похожими — езда без прав, нарушения скоростного режима, попытка “форсануть” перед дамой сердца. Отдельные категории — пьяные, угонщики. А вот последствия таких гонок были несколько иными. За нарушения делались отметки в талоне — знаменитые “дырки”. Старшее поколение помнит, насколько это было страшно: три отметки и все, полгода ходи пешком. Что сегодня? Штраф? Так для многих он практически не имеет значения. Я убежден, если вернуть старую систему, количество нервных водителей, которые якобы пугаются проблесковых маячков, поубавится. Разумеется, я говорю не о “дырках”. Как-никак, новому веку —новые технологии. Но своеобразная система штрафных баллов могла бы существовать. Получил определенное количество — расстанься с водительским удостоверением. Чувство неизбежности наказания у дорожного хулигана должно присутствовать.

А КАК У НИХ?

♦ В США красочные полицейские погони — явление более чем частое. Но применять оружие стражи порядка могут лишь в том случае, если преступник первым достал ствол. Зато обычное дело — “бортануть” беглеца, сбить его в кювет. Как правило, удар приходится в район правого заднего колеса на скорости не более 60 км/ч. Наказание для гонщика предусматривает не только большой штраф, но и лишение прав, и даже небольшой тюремный срок.

timesfreepress.com

♦ Французские жандармы не устраивают скоростных заездов, а стараются подловить гонщика где-нибудь на съезде с центральных трасс. Спецсредства наподобие раздвижных рам с шипами используются в исключительных случаях, когда, например, нужно остановить особо опасного преступника. К тому же делать это на скоростных трассах запрещено.

♦ В Великобритании за “вождение, представляющее опасность”, предусмотрены тюремные сроки и многолетние лишения водительских прав. Стандартные приемы остановки уходящей машины — так называемый боксинг или просто блокировка патрульными автомобилями “в коробочку”. В особых случаях на помощь наземным силам вылетает вертолет. А вот табельное оружие у транспортных полицейских почти никогда не имеется.

♦ В Италии инспекторы редко преследуют убегающих водителей. Просто фиксируются данные о транспортном средстве, а владельцу впоследствии приходит “письмо счастья” о превышении скорости или о другом нарушении. Исключение — для случаев, когда доподлинно известно, что за рулем преступник. Тогда на его перехват выдвигаются дежурные экипажи.

♦ В Польше патрульные экипажи преследуют автомобили ретивых водителей. Наиболее эффективным методом остановки считается блокировка ближайшего перекрестка. А вот стрелять стражам правопорядка разрешено лишь при наличии информации, что за рулем преступник. В любом случае задержанному лихачу запрещено без команды выходить из машины. Он должен выключить двигатель, включить сигнал аварийной остановки и ждать приглашения.

♦ А вот японские полицейские стараются “выгнать” преследуемого из города на трассу. Там у него практически нет шансов оторваться от погони. Дело в том, что дорожная полиция Страны восходящего солнца оснащена самыми современными и мощными машинами отечественного автопрома. 

muravsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter