Показ спектакля "Кто боится Вирджинии Вулф?" в Минске чуть не закончился скандалом

Беруши берите с собой

Атмосфера скандала в театральном зале возникает не сразу. Как в небе свинцовые тучи наливаются чернотой постепенно, чтобы в итоге пролиться ливнем, так и у зрителя румянец не сразу переходит в краску пунцового гнева и неудовольствия. Так, мелькнет где–то на далеком горизонте стальным лезвием бритвы всполох молнии, но мелькнет бесшумно, иллюзорно, что и закрадется поневоле мысль — авось пронесет. Все, кто пришел на привозной московский спектакль «Кто боится Вирджинии Вулф?», поначалу находились в приподнятом и, я бы даже сказал, благодушном настроении. Еще бы — антураж располагал к беззаботному финалу рабочего дня. Спектакль анонсировали как суперпремьеру, в главных ролях были обещаны народная артистка России Елена Яковлева, 5 марта отметившая юбилей, и популярный мхатовский актер Михаил Трухин. Мужская часть минской публики наверняка знала его если не по ранним спектаклям режиссера Юрия Бутусова, то по сериалу «Улицы разбитых фонарей» уж точно. Кроме того, в программке были указаны два часа живого джаза. В общем, сиди да покачивай ножкой в такт синкопам. Но покачивать не получилось. Не пронесло. Уже где–то минут через пятнадцать часть публики стала выбегать из зрительного зала. Живой джаз действительно присутствовал, но его напор оглушал. На сцене находилось более десяти музыкантов–актеров, у каждого в руке было по увесистому музыкальному инструменту — тромбону, тубе и трубе.

Ничего удивительного, режиссер Владимир Панков ставит громкие спектакли, потому что разработал собственное театральное направление — саунд–драма. И если вы не завсегдатай музыкальных клубов, не любите живые концерты и не можете отличить Мендельсона от Пахмутовой, то вам лучше запастись берушами. В Национальном академическом театре им. Я.Купалы некоторое время назад Владимир Панков поставил спектакль «Свадьба», который номинировался было на премию Союзного государства в области литературы и искусства. Но в итоге академики премии выбрали более традиционные жанры, а «Свадьба» довольствовалась признанием критики и насыщенной зарубежной гастрольной жизнью. Постепенно и зрительская любовь к ней поугасла, в чем, на мой взгляд, виноваты сами актеры. Побывал я на премьерной «Свадьбе», а потом спустя год — разница оказалась колоссальной. Все разболталось и перекосилось. Дух театра выветрился, остался «Клуб веселых и находчивых». Актеры привнесли в постановку свои гэги и «находки». От этого «Свадьба» стала непроходимо деревенской. Кстати, заметил на показе «Кто боится Вирджинии Вулф?» среди зрительниц двух актрис, работавших с Панковым в «Свадьбе», — Зинаиду Зубкову и Наталью Кочеткову. Молодые купаловские актеры на глаза не попались.

Ближе к финалу спектакля переполненный вначале зал изрядно опустел. Покидавшие спектакль зрители хлопали дверьми, а охрипший от постоянных криков (так уж написана эта пьеса драматургом Эдвардом Олби) голос Елены Яковлевой тонул в джазовом безумии.

Думаю, проблема этого амбициозного спектакля Владимира Панкова в том, что он почти весь выстроен на одной эмоции агрессии. Эту ноту можно терпеть пять, десять минут, но никак не два часа. Тем более зрителю, только что вышедшему из прекрасного буфета концертного зала «Минск».

Хорошей актрисе Яковлевой после скандального ухода из театра «Современник» (чего уж тут скрывать) снова захотелось доказать, что она — серьезная драматическая и самодостаточная единица. Кто в этом сомневался? Но отсутствие постоянного театрального тренинга, съемки в сериалах типа «Мамочки», «Найденыш», комедии «Самый лучший день» все–таки сказываются на мастерстве. Подчинить себе огромный концертный зал, послать лучи добра переполненному балкончику — не получилось. Елена Алексеевна по–прежнему хорошо чувствует эксцентрику, гротеск, черный юмор, но в подлинно драматических моментах этого спектакля несколько теряется. Складывалось впечатление, что и весь этот проект был задуман, чтобы доказать Галине Волчек, игравшей когда–то ту же роль, что и Яковлева, какую ошибку она совершила, не отговорив актрису уйти из «Современника». Но это все опять какие–то домашние разборки, как и у героев пьесы. К концу спектакля хотелось, как и паре героев Нику и Хани, действительно поскорее выйти на воздух, где тишина весенней Свислочи остудила бы барабанные перепонки.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 47 (24929). Вторник, 15 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter