Итоги Берлинского международного кинофестиваля

Берлин, закройся

Головокружительный марафон Берлинского кинофестиваля завершился вполне предсказуемо, но справедливо. В день смерти одного великого итальянца, оставившего нам завещанием свое исключительное эссе о мигрантах (речь, конечно, идет об Умберто Эко), в Германии наградили другого не менее талантливого итальянца, посвятившего свою документальную работу... беженцам и мигрантам. Реверанс членов жюри во главе с несравненной Мерил Стрип в сторону Джанфранко Рози и его картины «Огонь в море» был очевиден еще в первые фестивальные дни. Ведь тема — самая что ни на есть болевая. Впрочем, справедливости ради отметим, что картина удостоена «Золотого медведя» абсолютно по делу: «Огонь в море» актуален в равной степени и по своему гуманистическому месседжу, и по содержанию искусства кино. Чем еще, кроме акцента на основной проблеме нынешней Европы, запомнился прошедший Берлинале — в нашем постфестивальном обзоре.

Программу нынешнего Берлинале в кулуарах назвали слабейшей
 за все обозримое фестивальное прошлое.

Спокойной ночи, Мерил Стрип


Главный ньюсмейкер нынешнего киносмотра филиппинский режиссер Лав Диас просто не мог уехать в родную Манилу без награды. Его черно–белое восьмичасовое (!!!) творение «Колыбельная скорбной тайне» жюри не только стойко выдержало, но и отметило призом Альфреда Бауэра — основателя Берлинале. Присуждается он за инновации и ноу–хау, а в экспериментальности Диасу, 
«Серебряного медведя» датчанка Трине Дюрхольм перехватила у самой
Изабель Юппер.


конечно, никак не откажешь. Впрочем, судей от кино понять тоже можно: отмучившись полдня (с милосердным часовым перерывом), не поддержать протест против жестких рамок хронометража, в которые Диаса, по его словам, загоняют прокатчики, было бы просто кощунством. Филиппинец так хитро и уверенно навязал жюри свои правила кино, что все творческие критерии умница Мерил Стрип и ее судейская компания растеряли где–то на полпути к финальным титрам. «Колыбельная скорбной тайне» вошла в кинохронику Берлинале как самая длинная лента за всю историю церемонии.

Юппер снова в строю


Одним из немногих сюрпризов кинофестиваля стала награда за лучшую режиссерскую работу, доставшаяся весьма скромной франко–немецкой ленте «Будущее» с Изабель Юппер в главной роли. Жюри особо подчеркнуло, что отмечается картина молодого режиссера, сумевшего создать «деликатный портрет женщины». Молодой режиссер — это, надо полагать, 35–летняя Мия Хансен–Леве, для которой «Будущее» стало пятой по счету картиной. Больше, чем о самой госпоже Хансен–Леве, на церемонии говорили разве что об Изабель Юппер, для которой роль в «Будущем», по признанию высоколобых критиков, стала лучшей за последнее время. Звезды сошлись, когда режиссер и актриса как–то нашли друг друга. В результате этого знакомства Хансен–Леве сняла свой лучший на сегодняшний день фильм, а Юппер впервые за долгие годы сыграла достойную себя роль.

Победу итальянцу Джанфранко
Рози критики предрекали уже
в первые фестивальные дни.

Впрочем, с «Серебряным медведем» любви у актрисы все же не получилось: награду из–под носа Юппер увела датчанка Трине Дюрхольм. Сейчас она на пике популярности, много и успешно снимается в родном скандинавском кино. Когда Трине вышла за статуэткой, ее муж, сидевший в зале, заплакал от счастья. В этот момент мужская слеза скатилась и по щекам режиссера картины «Коммуна» Томаса Винтерберга. Такая вот получилась киноидиллия.

Проблема номер один


О ситуации с беженцами на церемонии закрытия Берлинского фестиваля говорили не раз. Слова благодарности сыпались то в сторону Германии в целом, приютившей сотни тысяч мигрантов, то Берлинале в частности, принявшего активное участие в помощи нуждающимся (на всей территории кинопоказов в эти фестивальные дни поставили специальные контейнеры для пожертвований). Поэтому неудивительно, что итальянец Джанфранко Рози оказался не единственным мейнстримером в нынешней берлинской кинотусовке. Например, победившие короткометражки «Якорная стоянка запрещена» (Тайвань) и «Человек вернулся» (Британия — Дания — Нидерланды) также, каждая по–своему, рассказывают истории беженцев. Откликнулся на животрепещущую тему и Мохамед Бен Аттиа, снявший свой первый фильм «Хеди». Эту ленту тунисского режиссера признали лучшей дебютной картиной, а исполнитель главной роли Мажид Мастура обзавелся «Серебряным медведем» за лучшую мужскую роль, сказав, что посвящает награду революционерам Туниса: «Тем, кто пролил кровь за нашу свободу и за возможность снимать кино».

ДРУГИЕ ПОБЕДИТЕЛИ БЕРЛИНАЛЕ–2016

Гран–при жюри получила социальная драма «Смерть в Сараево» боснийца Даниса Тановича.

«Серебряный медведь» за лучший сценарий — у польского фильма «Соединенные штаты любви» Томаша Василевского.

Призом за операторскую работу или, как говорят на Берлинале, «за артистические достижения» наградили Марка Ли Пинг–Бинга из Китая за картину «Против течения» Ян Чао.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 34 (24916). Вторник, 23 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter