Берите шире

Показательный пример того, как обсуждение важной для общества темы приобретает скандальный оттенок и превращается, прежде всего благодаря интернету, в контрпродуктивную шумиху и перебранки в соцсетях. Это я про обсуждение судьбы законопроекта о противодействии домашнему насилию. Президент Александр Лукашенко документ раскритиковал, посчитав, что в столь тонком деле надо исходить из собственных традиций и опыта, а не слепо копировать чужое. Но не этот очевидный посыл в центре развернувшихся споров. Диву даюсь. На полном серьезе интернет–общественность обсуждает: быть или не быть в воспитательном процессе подзатыльникам и можно ли ставить в угол детей? В Facebook даже появилась группа в поддержку поставленной под большое сомнение концепции.



К сожалению, кое–кто, поддавшись напору полупрофессиональных хайперов, совсем запутался и забыл, что, собственно, обсуждается — проблема выстраивания грамотных отношений между родителями и детьми и степень влияния государства на этот деликатный процесс. Спорных моментов здесь хватает. К примеру, как относиться к ситуации в семьях, где родители настолько религиозны, что это сказывается на адаптации ребенка в социуме? Или к тому, что иные мамы и папы испытывают на подрастающем поколении модные образовательные методики в ущерб школьному процессу (кстати, можно ли это расценивать как психологическое насилие?). Еще один практический вопрос: а все ли вопросы урегулированы с реализацией Декрета № 18, который, безусловно, стал мощным барьером для проблемы социального сиротства, но, увы, не дает стопроцентного эффекта — ведь случаи бывают самые разные... Когда есть реальные проблемы, всякие «продвинутые» западные ноу–хау (один только «третий пол» в свидетельствах о рождении или наименования «родитель 1» и «родитель 2» вместо традиционных анкетных граф «отец» и «мать» чего стоят!), честное слово, кажутся насмешкой над здравым смыслом.

Понравилось мне недавнее высказывание митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. По его словам, важно сделать так, «чтобы дети не манипулировали родителями, а родители могли правильно воспитывать своих детей». Рискну дополнить: вмешательство государства при этом должно быть ненавязчивым и адресным. Кстати, в Минобразования недавно констатировали, что в Беларуси с 2010 года количество детей, родители которых лишены родительских прав, сократилось почти в два раза — почти с 2.700 до 1.400. Это весомый довод в пользу ныне проводимой государственной семейной политики. И еще один аргумент, почему здесь не стоит ничего кардинально менять.

А вообще, любой демограф скажет вам: не «проблему подзатыльника» нужно обсуждать сегодня, когда к нам прилетело «демографическое» эхо 1990–х и снижается рождаемость, а семейную тематику как таковую. В широком смысле: стабилизацию численности населения страны. А в конкретном: приоритет семей с двумя и более детьми. Как закрепить такую модель в общественном сознании? Чем еще поддержать материнство? Самое время, думаю, подискутировать именно об этом сейчас, в разгар Недели матери, которая проводится по всей стране. Цель — укрепление института семьи и повышение родительского статуса. Мероприятий масса, в том числе обсуждение в формате «круглого стола» актуальных вопросов укрепления семейных ценностей, бесплатное юридическое консультирование и даже семинар–практикум «Инновационные подходы в работе с семьей» и отдельный конкурс для прабабушек. Дискуссии, надо полагать, идут острые — и явно куда более продуктивные и полезные, чем отдельные баталии в социальных сетях.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter