«Берите пробы бесплатно! А то они – всё дороже...»

«БН» БОЛЕЕ МЕСЯЦА назад писала о проблемной ситуации с «народным» молоком в деревнях Коммуна и Нежин Любанского района (см. материал в «БН» за 26 и 27 октября с. г. «Что-то вокруг колхозное, но что-то вокруг мое»).

Молокосдатчики на Любанщине по-прежнему не хотят платить за анализ молока на мастит?

«БН» БОЛЕЕ МЕСЯЦА назад писала о проблемной ситуации с «народным» молоком в деревнях Коммуна и Нежин Любанского района (см. материал в «БН» за 26 и 27 октября с. г. «Что-то вокруг колхозное, но что-то вокруг мое»).

Молокосдатчики, которые обратились в газету, были возмущены тем, что анализы молока на мастит, как и оплату за эту услугу, собирает    частник.   Сам молокосборщик — Андрей Михневич — тоже был недоволен: ему за это дело никто не доплачивает, а тут еще и нарекания сдатчиков приходится выслушивать...

Какова позиция районной ветслужбы? Специалисты считают, что если люди хотят зарабатывать на молоке, а гарантия качества — маститный анализ, то с незначительной суммой (чуть более 5000 рублей единожды в месяц) можно расстаться безболезненно. Ну а кто возьмет у буренки эту «каплю» молока на анализ, значения не имеет.

Описав ситуацию подробно, «БН» пообещала вернуться к теме: призвала всех заинтересованных на Любанщине придумать и внедрить простую, эффективную схему этой процедуры, которая удовлетворила бы всех. Прошел месяц. Узнаем, как дела с молокоприемкой на Любанщине?

Как раз на днях в деревнях Коммуна и Нежин подошел очередной срок для сдачи молока на анализ. Молокосдатчикам и молокосборщику нужна справка, чтобы молокозавод принял продукцию. Кто же на этот раз пошел к буренкам с пробирками?

— В среду, 29 ноября, мы сами (отдел лабораторной диагностики ГУ «Любанская райветстанция». — Прим. авт.) выехали в эти деревни, чтобы отобрать пробы молока на наличие мастита, — рассказала «БН» Людмила Сенченя, заместитель главного ветврача района по диагностике. — Уже в полпятого утра четыре наших специалиста, в том числе и я, на служебном транспорте прибыли на территорию Коммунаровского сельского Совета. Заходили в каждый двор, при этом присутствовал и частник-молокосборщик. О том, что будет производиться забор проб, люди были предупреждены заранее. Кстати, молоко уже исследовано — ни одного положительного результата. То есть коровы здоровы!

— А как реагировало местное население? Теперь-то люди довольны, что пробы берет компетентная служба? — спрашиваем у специалиста.

— Какое там довольны, еще больше возмущаются! Ведь раньше, когда пробы собирал Андрей Михневич, молокосдатчики оплачивали только лабораторный анализ — 5250 рублей. Теперь же, раз мы выехали на своем транспорте, они компенсировали затраты на вызов машины — с каждой деревни по 59020 рублей. Стоимость машины делилась на количество молокосдатчиков. В Нежине их меньше, чем в Коммуне, поэтому заплатить нежинцам в целом за маститную пробу пришлось больше: 8060 рублей против коммунаровских — 7220. Кстати, мы выезжали сразу с кассовым аппаратом — чек за машинную услугу в Коммуне отдали главному бухгалтеру СПК «БВО», а в Нежине — председателю сельского Совета. Получается, проба вышла дороже, поэтому люди снова были возмущены. И вот уже несколько дней обрывают телефоны — жалуются. Причем традиционно для них — анонимно…

А что же частник-молокосборщик? Теперь с него часть молочной заботы снята?

— Не совсем так, — разочарованно констатировал Андрей Михневич, индивидуальный предприниматель. — Пробы собрали, но это настолько затянулось, что я вместо обычных трех собирал молоко — шесть (!) часов. Это — во-первых. А, во-вторых, население вновь осталось недовольно. Чем? Изначально в объявлении сообщалось о плате за маститный анализ — 6320 рублей. Но потом на месте начали считать расходы на «доставку» специалистов… Люди были не то чтобы ошарашены, но… Надо было сразу обо всем сообщать! Не знаю, из-за людского возмущения или еще из-за чего, но мне любанские ветврачи сказали, что больше брать пробы не поедут. И я взваливать эту работу на себя, за бесплатно, тоже не собираюсь.

Ситуация, согласитесь, вовсе не выглядит полностью разрешенной. Да уж, работать с нежинскими и коммунаровскими сдатчиками – непростое дело!

— И все же готовы ли они все время платить больше, раз пробами занимается райветстанция? — спрашиваем у Михневича.

— Думаю, да. Люди в большинстве своем готовы больше платить…

Надежда БУТОВИЧ, «БН»

Карикатура  Анны КОРЕНЕВСКОЙ, «БН»

СЧИТАЛКА «БН»

К сожалению, любанские молочные страсти пока не утихают. Не хотят сдатчики расставаться с молочной денежкой, пусть и не сильно большой. Да и единого механизма на взятие маститной пробы пока нет. Будем ждать, когда появится. А пока узнаем, сильно ли разоряет сумма, не дотягивающая и до 10 тысяч, хозяина буренки? Пускай сейчас корова дает 8 литров молока в день. В месяц получаем 240 литров. Умножаем литры на деньги — 240 на 2555 — получим 613 тысяч 200 рублей. Чуть больше одного процента от вырученных денег обходится проба. Да, выезд специалистов из райветстанции не был бесплатным. Но ведь взамен — возможность целый месяц пользоваться официальным документом, справкой от главного ветврача района, подтверждающей качество подворного молока. Что будет без такой важной бумаги? Молоко останется самим молокосдатчикам…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter