«Берите бинокль, записную книжку, сапоги и – вперед. За окном много открытий»

Долгое время Игорь Иванович работал в Березинском биосферном заповеднике научным сотрудником, орнитологом. «Нынче свои знания использую только для передач «Миллион вопросов о природе». Лет семь-восемь назад понял, что одновременно серьезно «тянуть» зоологию и кино невозможно. И отдал предпочтение кино, — рассказывает гость «Теленедели «БН» Игорь Бышнев. Между тем Игорь Иванович — член общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны», участвовал в ее основании и становлении. Родом он из Богушевска Витебской области. Живет же в Домжерицах, в центре Березинского биосферного заповедника. В Минск наведывается только по рабочим делам…

РЕЖИССЕР, сценарист и оператор, кандидат биологических наук Игорь БЫШНЕВ — автор программы «Миллион вопросов о природе», которую смотрят на телеканале «МИР» зрители стран СНГ

Долгое время Игорь Иванович работал в Березинском биосферном заповеднике научным сотрудником, орнитологом. «Нынче свои знания использую только для передач «Миллион вопросов о природе». Лет семь-восемь назад понял, что одновременно серьезно «тянуть» зоологию и кино невозможно. И отдал предпочтение кино, — рассказывает гость «Теленедели «БН» Игорь Бышнев. Между тем Игорь Иванович — член общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны», участвовал в ее основании и становлении. Родом он из Богушевска Витебской области. Живет же в Домжерицах, в центре Березинского биосферного заповедника. В Минск наведывается только по рабочим делам…

— В эфир уже вышло более четырехсот выпусков программы «Миллион вопросов о природе». А стартовал проект в апреле 2005 года. Выходит на телеканале «МИР» еженедельно. Сначала пришла идея создать детскую передачу, рассказывающую о природе нашей страны. После она стала семейной.

— Игорь Иванович, вы сами придумываете вопросы или их задают зрители?

— Мы сразу решили, что наша программа будет про белорусскую природу. И хоть в проекте есть немножко экзотики, но она — СНГовская.

Мы рассказываем о том, что сейчас происходит у нас за окном. И, конечно, про заповедные территории, куда обычному человеку сложнее добраться. Но в большинстве своем мы рассказываем про виды животных, которые может встретить и ребенок, и взрослый человек в городе или в деревне, в близлежащем лесочке или на болоте. Потому что некий эффект узнавания того, что тебя окружает, — это важнее, чем ахи-охи от далекой экзотики.

Передачу делаем быстро. Поэтому ждать, что кто-то задаст вопросы, очень сложно.

— Расскажите, пожалуйста, о своей последней поездке. Что увидим в ближайших программах?

— Мы были на севере Беларуси, в Верхнедвинском и Россонском районах. В заказниках «Освейский» и «Красный бор». В те дни как раз пугали ураганом, который несется со стороны Скандинавии. Как правило, в такое время я и стараюсь выехать в экспедицию, чтобы снять поведение животных в необычной обстановке. Но урагана не было. Лес стоял очень красивый! Только что выпал снег. Он лежал на еловых и березовых ветках. Было сказочное, новогоднее ощущение…

Кстати, работники охотхозяйства «Красный бор» пытаются ввести в нашу фауну необычные для тех мест виды животных. Во-первых, завезли 30 зубров. Это будет самая северная группировка этих животных в Беларуси. Зубры пока живут в большом вольере. Через год их выпустят на волю.

Еще там есть три вида животных, которые никогда не жили в Беларуси. Это дальневосточный пятнистый олень, лань и муфлон — дикий баран. Они бегают по нашим лесам, и нам удалось их всех сфотографировать.

Засняли, как лось и олень приходят к солонцам — деревянным столбам, которые пропитаны солью. Зимой очень не хватает этого лакомства всем животным, особенно копытным.

Одна лосиха, заметив нас, никак не хотела отходить от солонца. Какой-то своеобразный танец выписывала. Отбегала, играя. Потом оглядывалась на нас: что делаем? А мы стояли на месте. Она опять возвращалась, немного лизала соль. Потом заново отпрыгивала. Очень забавное поведение…

В этот раз был в экспедиции с женой Наташей, записали, как «ругаются» благородные олени...

Падал вечерний снежок. В камуфляжной белой одежде старались сидеть неподвижно, ждали диких животных возле подкормки. И олени вышли. Начали есть, а потом, видимо, подул с нашей стороны ветерок. Животные поняли, что недалеко сидят люди. И вот самец-рогач смотрел, смотрел, гордо подняв голову, а потом как гаркнет. Наверное, это было оленье ругательство в наш адрес... 

Так что у нас выйдет предновогодняя передача о жизни леса и его обитателей.

— Помните свою первую поездку для проекта «Миллион вопросов о природе»?

— 2005-й был объявлен годом бородатой неясыти. Тогда у нас готовилась передача про эту птицу. Ездили в Беловежскую Пущу.

А между тем бородатая неясыть — едва ли не самая агрессивная из птиц. Так яростно защищает своих малышей, что даже медведь удирает из ее гнездовой территории. Соответственно, бородатая неясыть и на людей нападает.

Например, финские орнитологи, когда проводят кольцевание этой птицы, надевают на головы мотоциклетные шлемы, чтобы она не разбила им головы. Потому что бородатая неясыть метит именно в эту часть тела. Вот и я был в шлеме. В передаче есть фрагмент, как птица меня атакует.

— Ого! У вас работа — настоящий экстрим!

— Конечно. При общении с природой это еще и некий здоровый драйв. Лично мне после общения с природой, с необычными животными, легче общаться с людьми. Животные заставляют уважать существо, не похожее на тебя. Уважать другое мнение. Понимать, что есть еще другие взгляды на мир.

Поэтому мы каждый раз в конце передачи приглашаем зрителей: настоящее кино там, за окном! То есть выключайте телевизор, берите бинокль, записную книжку, сапоги и — вперед. Там очень много открытий.

— Игорь Иванович, долго ли вы сидите в засаде, чтобы получить необходимые кадры?

— Бывает по-разному. Иногда сутками на дереве сидишь. Не так давно в Березинском заповеднике снимал, опять-таки бородатую неясыть. Съемки ночные. Глушь неимоверная. Где-то вдалеке волк воет. Какой-то зверь под деревом топчется. А я сижу на елке, в метрах пятнадцати от земли…

Когда-то давно мы снимали фильм «Последние орлы», который, кстати, получил Гран-при национального кинофестиваля. Так вот, тогда нужны были кадры редкого вида подорлика, который прилетает на гнездо. А это — очень капризная птица. Когда у нее в гнезде яйца, вообще нельзя приближаться. Потому что птица просто бросит кладку. Это нужно знать.

И когда первый раз мы забрались на засидку на соседнее дерево, птица нас заметила. Было видно, что беспокоится. Прошло полтора часа, а она не подлетала к гнезду. И мы слезли с дерева, ушли и сутки ждали. Потом опять забрались на дерево, когда птицы улетели на охоту. Просидели три часа. Прилетела птица, 15 секунд кормила птенцов и улетела. Я этот момент заснял. Так что два дня мы потратили, чтобы получить 15 секунд фильма.

А бывают удачи, которые даже не прогнозируешь.

— Например?

— Снимали в Азербайджане, как выпускают джейранов в Ширванском национальном парке. Зашли посмотреть на озеро с большим скоплением лысух. И тут, услышав хлопки, я понял, что происходит что-то необычное. Увидел, как огромный орлан-белохвост пытается охотиться на лысух. А последних — около сотни. И они, когда приближался хищник, вели себя как единое целое: сбивались в кучу и начинали дружно махать крыльями и перебирать лапками, поднимая тучу брызг. Орлан безуспешно пытался на них напасть, а потом улетел.

— Программа идет на все страны СНГ. Какие есть отклики?

— Недавно узнал, что у этой передачи бывает какой-то сумасшедший рейтинг. И когда был в Казахстане, Армении, Азербайджане, России, то очень многие говорили, что смотрят «Миллион вопросов о природе»…

— Игорь Иванович, пришло время подводить итоги уходящего года. Каким он был для вашего проекта?

— В этом году программа получается более интересная технически. Например, была передача о зимородках, которые занесены в Красную книгу Беларуси. Мы организовали съемку сразу несколькими камерами. Одна из них лежала под водой, снимала, как зимородок пытается нырять. Вторая размещалась возле норки. Фиксировала, как зимородок зависает. Еще одной я снимал какие-то крупные планы…

— Вы в свое время почитывали Василия Пескова?

— Не просто почитывал, а штудировал. Библиотека — это было мое хобби в школьное и особенно в студенческое время. Я скупал пачками книги по биологии. И с Василием Песковым был знаком, и Николая Дроздова знаю. Мои материалы даже выходили в его программе «В мире животных»…

— Игорь Иванович, почему подобных передач о природе нет на других белорусских каналах?

— Год или два назад один белорусский телеканал купил пакет наших передач и показывал. И региональные российские каналы приобретали. Ведь коллекция передач собиралась 8 лет! Создать такую программу тяжело. И уж лучше купить фильм про белорусскую природу, чем про чужую. Чтобы и взрослые, и дети понимали: наше — это класс, и мы — класс, и у нас все здорово!

Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter