Календарь и традиции

Берись дружно — не будет грузно

Неделя 15 — 21 мая у православных верующих открывается днем памяти благоверных князей Бориса и Глеба (15 мая). Эти святые высоко почитались практически у всех восточнославянских народов. Их воспринимали также и главными духовными помощниками в горячий период весенних сельскохозяйственных работ, которые «поле барануюць, раўнуюць, ляды поляць, ячмень сеюць, коней пасуць» и... никогда не устают.


Действительно, иногда складывается ситуация, что без помощи со стороны никак не обойтись. Тогда собирается знаменитая белорусская «талака». В назначенный день «гаспадар» приглашает к себе соседей и свояков, которые, как правило, работают бесплатно. Точнее, за расчет «натурой» — при необходимости в следующий раз им помогут. Ну и, конечно, после окончания работы святая обязанность хозяев — как следует угостить, «аддзячыць» толоку: здесь и чарка уже не помеха, а как раз «да прычыны».

Часто толокой сажали и сажают наш второй хлеб — картошку. Принято считать, что бульбу в Беларуси начали культивировать при короле польском и великом князе литовском Августе III в первой половине XVIII века (однако некоторые исследователи полагают — все–таки раньше). Названий у нас для нее не одно: бульба, «картопля», «курдопа», «бараболя», «земнякi»... Академик Петербургской академии наук Иван Лепехин во время путешествия по Беларуси в конце ХVIII столетия отмечал: «Есть тут «земляные яблоки», которые неплохо родят и про которые известно, что во время хлебного недорода много служить могут». Затем из «земляных яблок» научились делать муку, уксус, крахмал и даже «гнаць гарэлку», а еще из кожуры изготавливать бумагу, а из самой картошки — клей. В конце 60–х годов XIX столетия белорусские губернии давали 25 процентов общего сбора всего урожая картофеля в империи. Прижилась картошка на белорусских полях замечательно, теперь даже не верится, что обходились когда–то без нее.

В народной традиции на Бориса и Глеба особо «шанавалiся» не замерзающие зимой криницы, вода в которых считается «гаючай». Ею умываются, протирают глаза. Еще этот день считается соловьиным праздником. Пение соловья означает полный расцвет весны.

16 мая в традиционном народном календаре Мавра — зеленые щи. Именно в это время поднимаются крапива и щавель, из которых варят свежие щи. Готовят щи в каждом регионе по–разному. Где–то они чисто вегетарианские, где–то «аздобленыя прыскваркай», а где–то «на вэнджаных скабках». А еще яйцо могут сварить вкрутую и добавить в щи мелконарезанным, а могут из сырого яйца сделать «падкалотку». Хорош и холодник из молодого щавеля с добавлением крапивы. У «дбайных» огородников в это время уже на грядках поднимаются молодые бурачки для вкуснейшей ботвиньи, хоть в горячем, хоть в холодном виде. И обязательно со сметаной. Корова–кормилица уже вовсю пасется на зеленой траве, и молоко у нее вкусное, жирное.

18 мая — Ирина–рассадница. Высаживали капустную рассаду. При этом женщины старались ухватить себя за колено, чтобы капуста уродилась такая же крепкая и твердая.

19 мая — Иов–огуречник и горошник. Подходящий момент для сева огурцов и гороха. По наблюдениям, большая роса — к доброму урожаю.

21 мая — Иван–весенний, или «Iван–доўгi», так как световой день уже значительно увеличился. Следом за Иваном будет идти «Мiкола–веснавы», оттого Ивана зовут еще «Мiколiным бацькам».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter