Березина, река времени и примирения

Брилевское поле близ Борисова. В 1812 году здесь погибли тысячи солдат русской и французской армий...

Брилевское поле близ Борисова. В 1812 году здесь погибли тысячи солдат русской и французской армий. После неудачной переправы через Березину крупнейшая на то время военная сила оказалась разгромлена. Движение наполеоновского войска на Запад дальше напоминало паническое бегство.

Спустя 200 лет на этом месте развеваются флаги: белорусский, российский и французский. На Брилевском поле — митинг–реквием. Кульминация всех акций, посвященных 200-летию Отечественной войны 1812 года. Заместитель Премьер–министра Анатолий Тозик рассказал журналистам, что в этом году прошли научные конференции и выставки архивных материалов, разработаны новые туристические маршруты. Эффект от научного сотрудничества — совместная белорусско–французская археологическая экспедиция. И, конечно же, перезахоронение найденных останков неизвестных российских и французских солдат.


Юбилейный год не закончился. Есть еще одна инициатива. О ней говорит председатель Минского областного исполнительного комитета Борис Батура:


— Многие белорусские и российские города, через которые в свое время прошли армии Наполеона и Кутузова, связывают побратимские отношения. Это содружество развивается не только на уровне городов. В скором времени побратимами станут сельское поселение Бородинское под Москвой и Веселовский сельский Совет Борисовского района, на территории которых происходили самые крупные и трагические события 1812 года. И белорусы, и россияне были бы рады, если бы к двустороннему побратимству присоединились европейские города. Это была бы самая справедливая, самая искупительная дань памяти каждому, кто стал жертвой той давней войны.


В общем–то прямое предложение присутствовавшим европейским дипломатам. Из них выступил только Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции Мишель Ренери. И дополнил экскурс в историю довольно интересными размышлениями:


— В 1812 году Европа еще не достигла своей точки равновесия. Царил разброд идей. Правовой системе еще предстояло установиться. Это происходило болезненно и конфликтно. К сожалению, после были в Европе и другие конфликты, более серьезные, прежде чем война уступила место диалогу. Солдаты, сражавшиеся в этих местах 200 лет назад, каким бы ни был их полководец и к какой бы армии они ни принадлежали, без сомнения, предпочли бы диалог. Если бы у них была возможность.


...Но такой возможности у них не было. Все шли выполнять приказ, до последнего. Посему сегодня чтят память всех, кто сложил свои головы в холодные ноябрьские дни два столетия назад. Венки и цветы одновременно возложили ко всем монументам, которые установлены на Брилевском поле. Теперь их здесь четыре. Первый, еще советский, памятник появился в 1962 году. Есть памятник русским воинам, установленный к 180–летию событий на средства потомков некоторых из них. Монумент в память о французских солдатах появился 15 лет назад. И вот совсем недавно открыт памятный знак «Смутак i пакаянне». Скромный. Минималистичный. Но в этом ведь и символизм его названия.


Военный атташе посольства России Максим Казанцев был немногословен. Но сказал, наверное, самые главные слова:


— Было достаточно много споров, научных теорий, разных взглядов на историю тех событий. Но это творческий процесс. Когда находишься в таких местах, где пало очень много людей, все это отходит на второй план. Есть место только для того, чтобы поклониться павшим, вспомнить их. И завещать самим себе: чтобы здесь, на европейском перекрестке, которым является Беларусь и где происходило много трагических событий, в будущем никогда подобного не повторилось.


Был на Брилевском поле и Наполеон. Настоящий, по паспорту. Шарль Наполеон — потомок Бонапарта. Эмоции гостя явно переполняли. Любопытным журналистам он несколько раз повторил:


— Это очень сильное чувство — находиться сейчас здесь... Я рад, что вместе с вами вспоминаю о тех событиях...


А пока Шарля расспрашивали о том, что он ощущает и что думает, сквозь туманный воздух уже просачивался резкий запах пороха. На поле гремели пушки. И где–то там верхом скакал предок француза. Реконструированный. Шоу началось.


Русские гусары и польские уланы. Белорусский и Швейцарский полки. Отряды казаков. Всадники, пехота. И даже маркитантки — женщины, сопровождавшие войска во время походов. Более трехсот реконструкторов из клубов Беларуси, России, Польши, Франции, Швейцарии. Двое бельгийцев даже совершили конный поход по стопам наполеоновской армии. От Москвы до Березины. Своеобразная дань памяти...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter