Длительный карантин не пошел на пользу внутриевропейским отношениям

Бережливые против страждущих

Все началось с надежд, облегчения, что журналистов нет, а продолжилось хлопаньем дверями и переходом на личности. Добро пожаловать на первый очный саммит ЕС после начала эпидемии коронавируса. 


Что будет горячо, было понятно еще до начала: когда на кону 1,8 трлн евро (1,074 трлн — бюджет ЕС на 2021—2027 годы + 750 млрд евро для восстановления экономики после карантинов), договориться сложно. Лидерам стран ЕС и в любых других ситуациях прийти к договоренностям очень непросто, а тут такие деньги…

Инициаторами пакета в 750 млрд евро были Германия и Франция. И для Ангелы Меркель это беспрецедентный шаг, потому что до сих пор она не поддерживала идею о совместном заимствовании. Но времена изменились, и Ангела, похоже, вместе с ними: деньги для пакета помощи страны ЕС будут заимствовать совместно, выплаты растянутся до 2058 года. Из заявленного пакета 250 млрд евро планируется выделить в виде займов, остальные 500 млрд в виде грантов (разницу понимаете, да?). 

Страны, наиболее пострадавшие от эпидемии (Испания и Италия), хотят получить гранты как можно скорее и при минимуме условий. Идее столь щедрых грантов, не обусловленных жесткими требованиями, воспротивились «бережливая четверка» — Австрия, Дания, Нидерланды и Швеция — и примкнувшая к ним Финляндия. Они требуют, чтобы для получения денег из этого фонда страны-реципиенты представили подробные планы по восстановлению экономики, повышению ее стрессоустойчивости и экономическим реформам. Нидерланды особенно настаивают на том, чтобы решения о выделении средств принимались консенсусом, что, в свою очередь, означает, что любая страна может заблокировать выдачу денег для любой страны. Однако председатель Европейского совета Шарль Мишель настаивает на квалифицированном большинстве. 

И это далеко не единственное разногласие. Их на самом деле так много, что главы государств и правительств стали переходить на личности. И несмотря на то что на саммите журналистов официально нет, персональные стычки лидеров быстро становятся достоянием гласности. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан жалуется на премьер-министра Нидерландов Марка Рютте (их, кстати, называют «самыми радикальными» политиками на этом саммите): «Я не знаю, какая личная причина у нидерландского премьер-министра ненавидеть меня лично или Венгрию, но он так резко атакует и очень ясно дает понять, что из-за того что Венгрия, с его точки зрения, не уважает верховенство права, ее нужно наказать финансово». 

«Вы видите? — кричал президент Франции Эммануэль Макрон в спину выходившему из зала канцлеру Австрии Себастьяну Курцу (он вышел, чтобы ответить на телефонный звонок). — Ему все равно. Он никого не слушает, у него плохое отношение». 

Макрон вообще, говорят инсайдеры, был эмоционален до чрезвычайности, сравнивая премьера Нидерландов Рютте и других руководителей «бережливой четверки» с покидающей блок Великобританией: «Вы сидите на месте Британии за этим столом! Вы можете считать меня психом с моими грантами, ок, но даже Ангела со мной». Смеялась в том числе и Ангела. 

Длительный карантин не пошел на пользу внутриевропейским отношениям, а деньги, тем более такие большие, могут рассорить кого угодно. Непонятно, возможен ли компромисс. Шарль Мишель уже предложил снизить общую сумму грантов до 400 млрд, но «бережливые» считают и ее чрезмерной. Саммит тем временем продолжался четвертый день…

plesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter