Как сохраняют уникальный раскоп белорусского древнего города и каковы его перспективы

Берестье между прошлым и будущим

Древний город Берестье. Отсюда пошла 1000-летняя история Бреста, который в этом году отмечает юбилей. Прикоснуться к истории многовековой давности можно, придя в музей-раскоп, который размещается на Волынском укреплении Брестской крепости через мостик от Холмских ворот. В этом году уникальный исторический объект завершает свое масштабное обновление. И уже сейчас можно открыть его двери и посмотреть на результат.  А еще мы узнали, что ждет «Берестье» в недалеком будущем.



Есть такие музеи, где экспонатов нет вообще. Турист приезжает, платит деньги и удивляется, мол, почему в этой крепости нет каких-нибудь рыцарских доспехов, к которым можно прикоснуться? И ему смотритель вежливо отвечает: «А вы прикоснитесь к древним стенам. Это главный экспонат…»

С археологическим музеем «Берестье» — филиалом областного краеведческого — история схожая. Нет, конечно, здесь есть экспозиции с уникальными артефактами. Но главный — фрагмент древнего города. Тот самый, который в конце 60-х годов прошлого века обнаружил археолог, доктор исторических наук, профессор Петр Лысенко. Уникальность этого раскопа, говорит директор Брестского областного краеведческого музея Алексей Митюков, в том, что его решили сохранить:

— Подобного нет нигде в Европе. Дерево — не каменные строения, которые можно сохранить. Под воздействием окружающей среды оно разрушается. Чтобы «зацементировать» этот фрагмент прошлого, ученые применили уникальный метод: обработку феноловыми спиртами. То есть мы сегодня можем видеть абсолютно реальный участок квартала XIII века. Здесь никто ничего не перемещал, не достраивал. Все так, как было в те времена.



Изначально на глубине 4 метров поставили временный павильон. И, как в поговорке, оказалось, что ничто у нас не служит так долго, как временное. В первозданном виде музей, объединивший под крышей комплекс старинной городской застройки и залы с экспонатами, простоял несколько десятилетий.

Артефакты говорят о том, что в XI—XIII веках наши предки были весьма развиты. Взгляните сами: бритвы, сверла, ювелирные изделия, обувь, посуда... Все это не импорт, а отечественное производство. И вот просто уникальные находки: самшитовый гребень с вырезанными буквами кириллицы на обеих сторонах. На одной стороне 6 букв, на другой — 7. Это старейший и единственный «учебник» по обучению грамоте на территории Беларуси. А как вам шахматные фигуры — король и ладья, вырезанные из кости и дерева?



Заочную экскурсию можно проводить долго. Но это как раз тот случай, когда лучше один раз взглянуть. Тем более что после реконструкции освежилась и подача материала.

В коллекции «Берестья» 40 тысяч уникальных предметов. В обновленных залах будут присутствовать современные технологии. Алексей Митюков говорит об инновациях:

— Разрабатывается аудиогид для смартфона. Виртуальный экскурсовод подробно расскажет о находках и истории древнего города. Достаточно будет отсканировать QR-код. Почти в каждом зале появились скульптуры и экспонаты, дополняющие артефакты. Например, рядом с настоящей древней тканью, которая сохранилась благодаря тому, что к ней не было доступа кислорода, стоит старинный ткацкий станок.



Вот скульптуры ткачихи, кузнецов, гончара, иноземного купца, который привез товар в средневековый город. На его весах будет насыпана настоящая соль. Жилище берестянина, выполненное в ­натуральную величину, откроет двери для посетителей. А за импровизированным частоколом — панорама Берестья, которая будет сопровождаться реальными звуками древнего города.

Появятся и новые экспонаты. Посетители увидят множество изделий из ткани, дерева, кожи, металла, которые раньше не выставлялись. Будет открыт и кинозал, где гости смогут увидеть фильмы и ролики о Берестье.

Но главное — новому поколению хранителей древнего раскопа удалось сохранить уникальный объект. Алексей Митюков рассказывает, на что было потрачено 500 тысяч рублей, выделенных на «Берестье» государством:

— Павильон за 30 с лишним лет износился. В перспективе это угрожало зданиям в раскопе, несмотря на их первоначальную консервацию, которую сделали еще в советские времена. Проведено обследование несущих конструкций и усилены перекрытия, восстановлена утраченная кирпичная кладка, отремонтированы стены, подвалы, кровля и многое другое.

А благоустройство территории вокруг павильона позволило выйти за пределы музея и открыть новые горизонты для туристов.

Выходим из здания, спускаемся по ступенькам и попадаем на площадку перед павильоном. Вот дорожка из красного кирпича. Оказывается, это линия, по которой проходила замковая стена, ведущая к башне XVI—XVII веков. Директор музея говорит о восполнении исторического ­пробела:

— Люди, которые приходили в «Берестье», видели предметы раннего средневековья. Возникал вопрос: а что было между XIII и XIX веками, когда на территории старого города была построена крепость? Сегодня здесь появились стенды с информацией о городе и замке. А вот декоративные конструкции с названиями города от основания до нашего дня. Такие, которые были нанесены на карты различных европейских государств. С боков — древние мостовые XIII века. Частично они сохранились в раскопе. Территория вокруг павильона уже приспособлена под отдельную экскурсию.



И это то, что уже сделано. Раскоп сохранили, музей расширили. Что дальше? Избалованный турист любит интерактив, инсталляции. Возможны ли они в перспективе, коль мы уже вышли за границы павильона? Главный архитектор Брестской области Александр Жарков уверяет — не только возможны, а уже прописаны в утвержденном в этом году детальном плане исторической части Бреста:

— Что касается территории вокруг «Берестья», то строить там новоделы, например, деревянный замок, нет смысла. Во-первых, у нас нет его точного изображения. Да и он вызовет диссонанс с окружающей архитектурой. К тому же территория крепости — охранная зона, которая является историко-культурной ценностью Республики Беларусь высшей категории («0»). И капитального строительства там быть не может.

Тем не менее детальный план развития исторической части Бреста, который включает и Брестскую крепость, предусматривает развитие территории вокруг «Берестья». С учетом истории. Речь идет о создании рекреационной зоны, в которой были бы отражены исторические этапы развития города средствами планировки, ландшафтной архитектуры, реконструкции и благоустройства. Средств множество, креативных идей хватает. Одну из них Александр Жарков озвучил:

— Рядом с павильоном можно оборудовать круглогодичный археологический лагерь. Там, где когда-то был замковый ров. С одной стороны, это будет открытая рабочая площадка для студентов-археологов, где можно было бы проводить с ними занятия, с другой — туристический объект, где посетители могли бы сами участвовать в процессе раскопок. Как волонтеры, например.

А саму планировочную структуру Берестья можно воссоздать аллеями, дорожками, площадками на месте улиц и дорог древнего города, которые будут оживать во время различных праздников и фестивалей. Сам павильон, согласно плану, может расшириться и развиться в культурный центр этнографии.

В перспективе, продолжает Александр Жарков, территория около «Берестья» должна слиться в единую композицию, которая охватит все 300 гектаров территории Брестской крепости, где планируется, не затрагивая мемориальный комплекс, сформировать ландшафтный парк, отражающий всю 1000-летнюю историю Бреста.

Путешествие во времени


В Национальном парке «Беловежская пуща» началась подготовка к строительству второй очереди археологического музея под открытым небом, сообщил корреспонденту БЕЛТА научный сотрудник парка Руслан Книга.

Планируется, что новый музейный комплекс возведут уже в этом году по соседству с открывшимся в июне городищем позднего бронзового —­ раннего железного веков. На территории памятника археологии «Каменюки-3» будут воссозданы древнегерманское подворье и славянское поселение, относящиеся соответственно к II—IV и V—IX векам нашей эры. Здесь разместятся жилые и хозяйственные постройки позднего железного века и средневекового периода. В перспективе посетители смогут увидеть подворье рудокопа-доменника с сыродутной железоплавильной печью и кузней для горячей ковки металла, святилище ранних славян и славянское жилище. На многочисленных подворьях будет представлен быт ремесленников — гончара, хлебороба, кузнеца, ткача, портного и др.


Древо знаний


Таких музеев, как «Берестье», в нашей стране могло быть гораздо больше. Старший научный сотрудник отдела сохранения и использования археологического наследия Института истории НАН Марат Климов уверяет — практически в каждом городе. Вопрос в желании и деньгах:

— Нужно отдавать отчет в том, что наша цивилизация условно лесная: основные постройки XI—XIII веков деревянные или дерево-земляные. На Западе — каменно-кирпичная цивилизация: там очень много остатков храмов, которые порой даже не восстанавливают, а показывают их такими, какими они дошли до наших дней. У нас кирпичное строительство началось поздно. А дерево или сгнивало, или сгорало. Многие вещи не сохранились. В этом плане мы не можем гнаться за Западной Европой. Но у нас каждый город мог бы иметь отдельную экспозицию, отдельный музей.

То есть города, которые упоминаются в летописи, имеют под землей объекты. Другое дело, продолжает Марат Климов, не всегда есть возможность материально или технически их исследовать:

— На Немиге возле станции метро последние археологические работы велись в 2012 году. Были найдены части деревянной застройки XII—XIII веков. Но дальше этого дело пока не пошло. И таких примеров немало.

Егор БОЙЦОВ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter