Беременная женщина в контексте повседневности, или Каким образом ее поведение регламентировала народная культура

Опять-таки, попытаемся систематизировать все многообразие фактов по определенным принципам, и тогда система запретов и регламентаций для беременной женщины покажется более упорядоченной и мотивированной:

(Окончание. Начало в № 172.)
* принцип “подобное вызовет подобное” предостерегал беременную женщину от ругательств, обмана и зависти: “завiсць не пойдзе ў карысць”.
Чтобы избежать всевозможных физических отклонений у будущего ребенка, беременная женщина не должна была (осмысленно или случайно):
* переступать через кривую жердь или оглоблю (ребенок мог родиться горбатым); вилы, грабли, топор, нож и другие рассекающие или разрезающие предметы быта (у ребенка может быть раздвоенная, т.е. “заячья” губа); метлу, сухостой, лесной бурелом, поваленный ураганным ветром (что может спровоцировать “сухие” руки или ноги);
* долго смотреть на воду, в зеркало или подсматривать в отверстие или щель (у ребенка может быть косоглазие);
* ходить за водой к колодцу — расплесканная вода (во время поднятия из колодца и переливания ее из ведра в ведро) могла привести к тому, что ребенок во время кормления грудью будет постоянно “отливать” молоко; а невольный взгляд в колодец беременной женщины мог привести к рождению слепого ребенка, т.к. водная преграда в мифологии всегда воспринималась как граница между миром живых и миром предков;
* лазить через окно. Дело в том, что окно всегда выступало каналом связи между этими мирами. Окно — око дома, которое смотрит в иной мир, а чтобы тот мир не проникал в пространство дома, на ночь окна в нем занавешивали и закрывали ставнями. Если в доме один за другим умирали несколько человек, необходимо было выполнить ряд ритуальных действий, которые были направлены на то, чтобы остановить смерть в этом роду; одним из таких действий было следующее: гроб с умершим выносили через окно, т.е. не тем путем, по которому ходили живые. Если женщина выходила замуж в третий раз, а ее два предыдущих мужа умирали, то невесту не вводили в дом через порог, а вносили через окно;
* воровать или что-нибудь делать, прячась (это может стать причиной детской нервозности и как следствие — бессонницы);
* бить собаку, кошку, свинью или любую другую живность (на теле у ребенка могут появиться большие пятна, покрытые “дикой шерстью”);
Повсеместно считалось, что физические недостатки, такой тяжелый недуг как эпилепсия, а иногда и смерть ребенка могут быть спровоцированы контактами беременной с умершим человеком, поэтому ей строго-настрого:
* запрещалось омывать, переодевать, целовать покойника, находиться в доме (в комнате) вместе с умершим, принимать участие в его погребении на кладбище (ни в коем случае независимо от степени родства с умершим: вы ему уже ничем не поможете, а вот своему ребенку навредите), садиться вместе со всеми родственниками за один поминальный стол. В этнографической литературе есть немало описаний довольно жестких регламентаций поведения беременной во время похорон ее первого ребенка или мужа: женщину уводили в соседний дом или в соседнюю деревню, но не допускали даже малейшего контакта с умершим. А чтобы не спровоцировать смерть следующего младенца, мать не имела права присутствовать на похоронах первенца.
* смерти ребенка могли привести и другие нерегламентированные обрядовые действия беременной:
* как правило, беременная женщина не имела права быть участницей каких-либо обрядовых действий и ритуалов, будь то праздники года или семейно-родовые обряды;
* не имела права крестить детей, т.е. становиться крестной матерью. В этом случае она могла навредить одному из детей: либо своему, либо крещаемому;
* быть шаферкой (сегодня — это почетная свидетельница) или свахой на свадьбе;
* присутствовать в доме во время ряженья невесты в подвенечный наряд (сравните с ограничением быть возле новостройки);
* не привлекали беременную к выпечке свадебного каравая;
* в обрядовой практике существует немало запретов, касающихся любого человека, например, под страхом смерти запрещается переходить дорогу похоронной процессии и свадебному кортежу; тем более это ограничение касается беременной;
Чтобы не нарушить физическое и умственное развитие ребенка в утробе матери, чтобы не усложнить роды, беременной запрещалось:
* проходить под аркой, образовавшейся между двумя наклоненными столбами;
* на протяжении всего периода беременности и особенно перед родами стричь волосы, а чтобы роды не были тяжелыми, беременную женщину предостерегали расчесывать волосы по пятницам;
* ходить под веревками (развешивать постиранное белье) или переступать через них, распутывать веревки, нитки и т.п.; существует убежденность, что прохождение под веревками (работа с нитками, веревками) провоцирует “окручивание” пуповины вокруг шеи ребенка, что значительно усложняет роды и может привести к смерти — удушению ребенка;
* по этой же причине нельзя было выполнять ряд производственных операций, связанных с ткачеством и прядением: нельзя было прясть нити, закладывать основу в “кроснах”, мотать нити в клубок, ткать, зашивать что-либо на себе;
Нерегламентированные действия беременной могли спровоцировать нежелательные черты характера ребенка, его болезненность, замедленное развитие и т.п.:
* считалось, что ребенок будет плаксивым, если мать часто ела на ходу, долго смотрела на огонь (до слез), разрушала птичьи гнезда;
* беременной женщине надо было сдерживать свое удивление, увидев как что-то плохое, так и хорошее, разглядывать больных, уродливых людей, смеяться над их физическими и умственными недостатками, чтобы не получилось, как в пословице: “Хто з каго смяецца — тое яму iмецца”;
* чтобы ребенок не был злым, несдержанным, мрачным, вечно чем-то недовольным, матери во время беременности не следовало есть кислое, горькое и самой все время злиться, ругаться, сквернословить.
Мы привели лишь самые общие регламентации поведения беременной. Думается, что умудренные жизненным опытом бабушки могли бы рассказать о еще двух-трех десятках запретов, касающихся беременных. Например, одно из общепринятых в народной культуре правил поведения: желательно, чтобы о беременности посторонние люди узнали как можно позже: плод будет развиваться без энергетического вмешательства чужих людей. Нам ни в коей мере не хотелось бы показаться ханжами, людьми устаревшими, не знающими современных условий жизни. Однако некоторые аспекты поведения нашей молодежи все же вызывают удивление, если не сказать строже — неодобрение.
Тот, кто хоть раз в жизни “сорвал” спину, знает, что прежде всего нужно лечить “золотник” — наш энергетический центр, который находиться в области пупа. Опытные бабки-повитухи, народные целители всегда советовали: берегите живот. Именно поэтому на протяжении всей беременности женщине настоятельно рекомендовали носить красный пояс-оберег, только не завязывая его узлом, а просто перекинув концы. В связи с этим так и хочется сказать нашим девушкам-модницам: сначала нарожайте красивых и здоровых детей, а затем показывайте на всеобщее обозрение ваши животики и пупки, украшенные пирсингом. Но наших модниц не остановить. Они выставляют напоказ своего будущего ребенка и без стеснения демонстрируют всем окружающим вывернутый пупок своего отвисшего живота. Кому нужен этот стриптиз! Во все времена беременную наделяли статусом превосходства, ее называли Мадонной, воспевали в ее честь гимны, дизайнеры разрабатывали специальный стиль одежды. А сегодня будущая мать на восьмом месяце беременности ходит в той самой маечке, в которой она до замужества ходила на дискотеку. Поэтому при виде такой беременной хочется скорее отвести взгляд, потому что, кроме брезгливости, никаких других чувств ее неопрятность не вызывает. Невольно переводишь глаза на других прохожих и видишь смятение и смущение в их глазах. Может быть, мы перестали учить наших детей этим элементарным правилам жизни и поведения? Именно учить, потому что в таком возрасте воспитывать их уже поздно.

А народные мудрецы (знахари, целители, бабки-повитухи, женщины, родившие не одного ребенка) настойчиво советуют руководствоваться тем же принципом подобия:
* окружить беременную положительными эмоциями и красивыми предметами;
* создавать вокруг нее уют, покой, благожелательное отношение близких;
* чаще ходить в церковь, чтобы наполнять душу спокойствием и умиротворением;
 постоянно носить на себе нательный крестик (его нельзя снимать даже во время родов).

Хотелось бы дать еще несколько советов беременным и тем, кто их окружает:
* возьмите за правило ни в коем случае не фотографировать беременную женщину;
* беременная женщина должна убрать из своего лексикона упоминание нечистой силы и слов-проклятий, даже в шутку;
* ей не стоит носить коротких юбок — не укорачивайте век своего ребенка.
* беременной женщине не следует работать по воскресеньям (заниматься тяжелой физической работой), особенно это касается 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы и 22 декабря — день зачатия праведной Анны, матери Девы Марии.
P.S: В следующей статье разговор пойдет о необычной системе оберегов беременной женщины.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter