Берегут границу как ока зеницу

Ответственные задачи решают в своей повседневной жизни пограничные войска. Их роль особенно возросла после приобретения Беларусью независимости. О том, как обустроены сегодня люди в зеленых фуражках, чем конкретно занимаются погранвойска, мы попросили рассказать председателя Государственного комитета пограничных войск генерал-лейтенанта Александра ПАВЛОВСКОГО.
— О том, насколько динамика развития наших войск соответствует динамике происходящих на пограничном пространстве перемен, говорят хотя бы такие цифры, — отвечает генерал Павловский. — В ушедшем году Государственную границу нашей страны пересекло более 22,5 миллиона человек и свыше 7 миллионов транспортных средств. По сравнению с предыдущим годом интенсивность транспортных потоков возросла на 19 процентов. При этом было выявлено почти 600 тайников и укрытий, около 160 лиц с поддельными и чужими документами, около 27,8 тысячи человек с недостоверными документами. Стражи рубежей задержали свыше 1,4 тысячи нарушителей границы. Изъято более 66,9 килограмма наркотических веществ и 70 единиц оружия. Совместно с органами внутренних дел в приграничной зоне уничтожено более 14 тонн зеленой массы наркосодержащих растений.
— “Урожай”, что и говорить, богатый. Но только ли пресечением неблаговидных и уголовных деяний переходящих границу занимались пограничники?
— Нет, конечно. Я доволен, как прошла работа по переработке и приведению в соответствие с действующим законодательством всей нормативно-правовой базы. Только изменения в Закон “О Государственной границе Республики Беларусь” позволят нам реализовать в бестоварных пунктах пропуска и пунктах упрощенного пропуска принцип “одного окна”. А ведь мы еще участвовали в разработке концепции развития железнодорожных пунктов пропуска на период до 2015 года, направленной на развитие транзитных возможностей страны. Сейчас активно занимаемся проектом концепции развития пунктов упрощенного (местного) пропуска.
— Какую помощь оказывают пограничники белорусским экспортерам при пересечении ими границы?
— С 1 ноября организована выдача отечественным экспортерам разрешений на право внеочередного въезда в автодорожные пропуска грузовых автомобилей. Подготовлен проект постановления Совмина, предусматривающий сокращение сроков выдачи пропусков юридическим и физическим лицам, в том числе осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, с 30 до 15 календарных дней.
— В средствах массовой информации нет-нет да и появится информация о противоправной деятельности трансграничных преступных групп, о нелегалах...
— Мы не можем оставлять без внимания нарушения, связанные с наркотрафиком, контрабандой и незаконным перемещением безакцизных товаров, транзитным терроризмом и торговлей людьми. Для нас главнее всего выявить организаторов и пособников такой деятельности. То же и с нелегалами. На участках соединений и частей за год было задержано 160 незаконных транзитных мигрантов, еще 180 — в тыловых районах страны, среди которых 16 организаторов и 23 пособника незаконной миграции.
— А как обстоят дела с демаркацией границ? Все ли разногласия с соседями в этом вопросе сняты?
— У нас были вопросы по демаркации прибалтийского участка госграницы, протяженность которой 800 километров. С литовцами работы выполнены на 98 процентов. Осталось выставить только 32 буя на озерных участках.
На белорусско-латвийском участке начаты работы в рамках программы ТАСИС на сумму около 2 миллионов евро. Надо выставить менее 100 пограничных знаков и к середине будущего года завершить работу.
— В последнее время много говорят о системе “красного” и “зеленого” каналов...
— В прошлом году, где позволяла инфраструктура, такие каналы уже введены — “Каменный Лог”, “Брест (Варшавский мост)”, “Новая Гута”, “Национальный аэропорт Минск”. В других они будут введены в строй после реконструкции пунктов пропуска — “Брузги”, “Берестовица”, “Новая Рудня”.
В отношении физических лиц, проходящих “зеленым” каналом, осуществляется только пограничный контроль, таможенный — выборочно.
В некоторых пунктах пропуска созданы отдельные кабины или направления для оформления граждан Союзного государства Беларуси и России.
— Пункт пропуска — фасад границы, а значит, и государства в целом...
— Кроме внешнего лоска мы наводим порядок и в техническом оснащении. В прошлом году, например, погранвойска получили современной техники на 100 тысяч долларов США. Сегодня пункты пропуска укомплектованы приборами первичной и специальной проверки на 95, а по некоторым позициям — на 100 процентов. Это приборы нового поколения. 12 пунктов пропуска прибалтийского направления, например, оснащены новыми современными системами телевизионного наблюдения.
Не надо забывать при этом, что параллельно возведено более 30 крупных объектов: комендатура, заставы, госпитальный комплекс. Только на строительство объектов инфраструктуры украинского направления было выделено более 3,8 миллиарда рублей.
Одной из главных задач на ближайший период станет создание автоматизированной системы погранконтроля. Она финансируется из республиканского и союзного бюджетов, а также Евросоюзом, который заинтересован в создании надежной системы проверки документов на нашей границе.
— Таковы сегодня наши реалии, — подытожил разговор генерал-лейтенант Павловский.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter