Берегись колеса!

В чем причины гибели людей на железной дороге?
В чем причины гибели людей на железной дороге?

Вечер обещал быть нескучным. Кавалеры, жители Минского района, пригласили дам на вечеринку. Понятное дело, употребили для настроения. Расходились поздно. Услышав на обратном пути грохот железнодорожного состава, один из приятелей в запале бросил: «Хотите, остановлю поезд?» Электричка как раз приближалась к остановке. Парень встал на путях перед замедляющим ход электропоездом и поднял руки вверх: дескать, тормози! А по соседнему пути несся скорый Гродно — Москва. Потоком воздуха циркача смело с платформы и затянуло в мясорубку колес. Дурацкий трюк закончился трагедией. Что тут скажешь? Горько и нелепо.

К несчастью, это далеко не единственная драма, которая начиналась как комедия. Анализ подобных происшествий сомнений не оставляет: с железной дорогой шутки плохи. Документальные кадры из фотоархива несчастных случаев, которые мне продемонстрировал заместитель начальника минского отдела внутренних дел на транспорте Владимир Чепялинский, заставили бы содрогнуться даже патологоанатомов. Зрелище, откровенно говоря, не для слабонервных. Как правило, легким испугом жертвы собственной беспечности не отделываются. Иной раз останки погибших, разбросанные на сотни метров, эксперты–криминалисты, простите за натурализм, буквально соскребают с рельсов. Выживают в результате подобных ДТП единицы. Шансы у пешехода, угодившего под локомотив (скорость многотонной махины в среднем 100 километров в час), прямо скажем, невелики.

Грустная тенденция: в последнее время только в минском транспортном регионе количество жертв железнодорожных происшествий ежегодно зашкаливает за 100. За минувшие пять лет более 500 (!) погибших. Похоже на вести с поля боя. Только вот кто кому объявил войну? Транспортная милиция призывает бить во все колокола: градус остроты ситуации достиг точки кипения. На железнодорожные происшествия с человеческими жертвами сотрудники отдела выезжают практически каждые три дня.

— Основная причина железнодорожных инцидентов — легкомыслие людей, — излагает свою точку зрения на проблему Владимир Чепялинский. — Причем, как ни странно, этот порок присущ и малому и старому. Посмотрите оперативные сводки (Владимир Владимирович выкладывает передо мной увесистую бумажную кипу. — Т.Щ.). Вот вам список жертв: 80–летний старик, 18–летний юнец, 50–летняя женщина... Сюжеты этих историй, конечно, невеселые, но достойны пера сатирика. Одному после возлияния вздумалось посидеть на краю платформы, другой, провожающий, выпрыгнул из отправляющегося поезда, третий убегал от контролеров по крыше вагона и потерял равновесие. Примечательная деталь: из общего количества погибших приблизительно половина находились в изрядном подпитии. Прошлым летом на молодечненском направлении произошел совсем уж дикий случай. Две девушки под хмельком на велосипедах переезжали пути, одной только исполнилось 18, другая была моложе. Подождав, пока пройдет электричка, не глядя по сторонам, подруги двинулись вперед — попали под встречный. Машинист не успел даже глазом моргнуть: девчонки буквально упали под колеса.

За сухим языком милицейских протоколов порой скрываются чуть ли не шекспировские страсти. Среди пострадавших, оказывается, есть и последователи Анны Карениной. Примерно 10 процентов сознательно расстаются с жизнью. Некоторые самоубийцы оставляют прощальные записки вроде этой: «Ухожу, потому что меня разлюбили». Уверена, знай несчастная влюбленная, что ее тело превратится в изуродованный обрубок, раздумала бы бросаться под поезд, а скорее всего, и вовсе выкинула бы дурь из головы. Кстати говоря, одно время фотографии с мест жутких происшествий развешивались на станциях в качестве, так сказать, наглядного пособия. Потом от этой практики отказались «из этических соображений». Не знаю, однако, какая мораль в данном контексте уместнее: сторонников этикета или убитых потерей родственников.

Полистав сшитые канцелярскими нитками в фолианты сводки, прихожу к выводу: на железной дороге следует беречься не только локомотива. Если кто–то не знает, прикоснуться к контактному проводу напряжением 27,5 кВ, от которого питаются электропоезда, — верная смерть. Можно сказать, что минчанину, который забавы ради залез на заградительную сетку с пешеходного моста над железнодорожными путями в районе улицы Тимирязева и коснулся головой высоковольтного провода, получив при этом мощный удар током, крупно повезло. «Акробат» получил серьезные ожоги, но остался жив. Хотя вряд ли сможет когда–нибудь полностью восстановить утраченное здоровье.

Проблемой травматизма на железной дороге всерьез озабочена и Минская транспортная прокуратура. Да, действительно, отдельные железнодорожные инциденты предотвратить сложно (скажем, человек добровольно хочет свести счеты с жизнью). Между тем, считают следователи, многих трагедий могло бы и не быть. По данным прокуратуры, чаще всего люди гибнут на городских станциях и участках пути, расположенных вблизи населенных пунктов. О какой безопасности можно говорить, если в этих зонах риска не хватает элементарных пешеходных переходов? Например, железнодорожная станция в Борисове — своего рода связующее звено между центром города и частным сектором, где живет более 13 тысяч человек. При этом на протяжении 4,5 километра станционных площадей имеется только один пешеходный переход, к тому же не оборудованный светозвуковой сигнализацией. Не предусмотрен отдельный переход в районе средней школы N 12, которая находится неподалеку от железнодорожного полотна. Есть свои больные места и в Минске (станции Минск-Сортировочный, Минск-Северный, Минск-Восточный). С переходами тут вроде все в порядке. Но в другом доходит до абсурда. Кто не наблюдал ставшую типичной картину: пешеходы, сокращая путь, несутся прямо через пути; пассажиры, выпрыгивая из электричек, спешат не на переход, а напрямик, по рельсам? Благо к железнодорожному полотну протоптаны не только народные тропы, к нему ведут и вполне цивилизованные, заасфальтированные в соответствии с продуманными в кавычках ландшафтными решениями, аллеи. Что греха таить, порой трагедии способствует элементарная несогласованность действий железнодорожных служб. Представьте ситуацию: высаживаются пассажиры пригородного поезда, толчея, неразбериха. А на соседний путь прибывает грузовой состав. Того и гляди кто–нибудь угодит под товарняк. Неужели так трудно развести во времени два состава?

По словам заместителя минского транспортного прокурора Леонида Круковского, ответственность за искалеченные жизни в ряде случаев несут железнодорожники: «По закону железная дорога — владелец источника повышенной опасности. Следовательно, пострадавшие и их родственники имеют полное право обращаться в суды с исками о возмещении материального и морального вреда. Есть прецеденты. В прошлом году из 19 заявленных исков рассмотрено и удовлетворено 17 (на общую сумму 48 миллионов 618 тысяч рублей)». Напрашивается законный вопрос: не разумнее было бы потратить эти деньги на обустройство станций и перегонов?

Компетентный комментарий

— Программа мер по предотвращению несчастных случаев существует, — обнадежил начальник отдела пути и связи Минского отделения Белорусской железной дороги Виктор Гапон. — Этот документ содержит много пунктов. Но прежде всего, конечно, нужно построить ограждения вдоль железнодорожных станций, расположенных в городской черте. Начнем с Минска. Кроме того, думаем и над перспективными планами. В России, допустим, в качестве дополнительной меры безопасности на железнодорожных переездах устанавливаются специальные защитные барьеры. Возможно, со временем и мы переймем этот опыт.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter