Берегись автомобиля!

Каждый день я рискую жизнью.
Каждый день я рискую жизнью. И это при том, что я не военнослужащий в Ираке, не разведчик под прикрытием и даже не пожарный. Но каждый раз, пытаясь перейти улицу даже на зеленый сигнал светофора, даже на обозначенном пешеходном переходе, я рискую быть сбитой очередным китайским "джигитом", вчера оседлавшим собственный "Мерседес", толком не научившись водить.

Думаете, преувеличиваю? Нисколько, это подтвержденный факт. Самое большое в мире количество ДТП со смертельным исходом происходит именно в Китае: здесь каждый день на дорогах погибает 300 человек. В прошлом году общее число жертв составило 104 тысячи - это как если бы немаленький белорусский город полностью исчез с лица земли. С учетом того, что количество частных автомобилей продолжает стремительно расти, ясно: в ближайшие годы ситуация вряд ли улучшится. Более того, специалисты из Цзинаньского университета предсказывают: количество жертв в обозримом будущем будет увеличиваться на 10% ежегодно.

Когда говорят о пробках на дорогах, то во всем винят плохую инфраструктуру и слишком большое количество частных автомобилей. Доля истины в этих обвинениях, несомненно, есть. Это что касается пробок. Но поверьте моему опыту: основная причина высокой смертности на китайских дорогах не в этом. Она - в полном несоблюдении правил дорожного движения, что легко выразить одной фразой: "Никто не хотел уступать". Это - часть национального характера: ты или первый, или последний, третьего не дано. Поэтому никто никому не уступает. Боковые и заднего обозрения зеркала в машинах существуют больше как дизайнерская конструкция - многие водители, похоже, не догадываются об их действительном предназначении. Как, впрочем, не догадываются они и о назначении сигналов поворота: 80% шоферов свое намерение повернуть, обогнать или перестроиться сигнальными огнями не обозначают. А потому большинство аварий происходит именно при обгонах и поворотах.

Светофоры тоже скорее украшение пейзажа. Красный свет и для водителей, и для пешеходов существует только в случае присутствия поблизости полицейских или на правительственных трассах в центре города.

В общем, главное для китайского автомобилиста - громкий сигнал и хорошие тормоза. А для пешеходов, к которым я отношусь, важны мгновенная реакция и умение бегать - чтобы не попасть под колеса, лавируя в потоке транспорта.

Справедливости ради отмечу, что хаос и высокая смертность на дорогах - головная боль не только Китая, но и всей Азии. Тут стоит задуматься: существует ли прямая зависимость между высокими темпами развития экономики (что наблюдается в последние годы во многих азиатских странах), повышением благосостояния народа и кровавой бойней на дорогах и скоростных трассах?

В разных странах это происходит по-разному, но с одинаковым результатом. Основные "убийцы" во Вьетнаме - мотоциклы. Десять лет назад их было всего полмиллиона, сегодня дороги бороздят уже 12 млн. двухколесных моторизованных средств. За тот же срок количество ДТП со смертельным исходом возросло с 2.755 до 11.319 в прошлом году.

В Камбодже количество смертей на дорогах удваивается ежегодно. Это тот случай, когда неразвитая экономика скорее хорошо, чем плохо, потому что больше людей мечтает о собственной "Хонде", чем имеет ее. Число прошлогодних жертв по сравнению с Китаем или даже Вьетнамом относительно невелико: 824 человека погибли и 6.329 получили ранения.

Недавно я вернулась из Таиланда и поняла, что практически каждый тамошний водитель, едва выехав на дорогу, считает себя Шумахером или как минимум Монтойей. На некоторых виражах я трусливо закрывала глаза и ежесекундно вспоминала маму (и это после китайского опыта!). Местные жители были на удивление спокойны - видать, привыкли. Хотя разве можно к этому привыкнуть? В прошлом году в Таиланде погибло на дорогах 15 тысяч человек.

Но вернемся в Пекин. У живущих здесь иностранцев есть один критерий, указывающий на то, что "переходный период" закончился и ты превратился в местного жителя: это когда таксист, остановившийся на красный свет, вызывает раздражение. Если судить по этому, то я, конечно, пекинка. Теперь в Минске трудно приходится: не хотят наши таксисты ездить на красный свет почему-то.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter