Берегись «автобомбиля»?

Общественный транспорт всегда был источником повышенной опасности.
Общественный транспорт всегда был источником повышенной опасности. В утренней и вечерней давке наши граждане запросто лишались заклепок, пуговиц, колготок (их не принято зашивать). В борьбе за проезд рвались шубы, плащи, блузки и брюки, но, наверное, только самым дотошным пассажирам да юристам приходило в голову, что понесенный ущерб можно компенсировать. Сейчас об этом, пожалуй, знают все, кто умеет читать.

Порча — это не ущерб

Не так давно в минских автобусах, троллейбусах и трамваях появились объявления о том, что перевозчик берет на себя материальную ответственность перед пассажиром. И она не так уж мала. Ущерб, нанесенный во время движения и посадки жизни и здоровью, компенсируется в сумме до 3.000 евро, а багаж застрахован на 1.000 евро. Причем от пассажира требуется самая малость — вовремя оплатить проезд, купив разовый талончик либо проездной на месяц.

«Талончик — это ваш страховой полис», — уговаривает реклама и, как всегда, слегка лукавит. На самом деле он всего лишь служит доказательством того, что вы заключили договор перевозки. Если вы забыли пробить талон и у вас нет проездного, случись что, с компенсацией вреда могут возникнуть проблемы. Однако во время ДТП, когда речь идет о спасении жизни пассажиров, в суматохе талончик можно и потерять. Но это так, к слову. На самом деле страховой полис за собственные деньги покупает транспортная компания. Например, КУП «Минсктранс». По словам ее генерального директора Владимира Сосновского, общая сумма первоначальных взносов транспортников «Белгосстраху» в нынешнем году составила 4,6 миллиарда рублей. С такими деньжищами, как вы понимаете, редко расстаются по доброй воле, только если требует закон.

Несколько лет назад на западный манер в Беларуси был принят закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром. 22 декабря 2004 года он дополнен указом Президента N 610. И теперь все компании, специализирующиеся на международных, городских, пригородных перевозках, а также держатели метро и организаторы водных туристско–прогулочных маршрутов должны застраховать себя на случай причинения вреда пассажиру и его багажу. Очень разумно. Дорога — вещь непредсказуемая.

Но все перечисленное в самом начале нашего разговора (порванные дубленки, сумки и колготки) к процессу обязательного страхования автоперевозчика не имеет никакого отношения. «Порча имущества не относится к страховым случаям, — говорит начальник отдела «Белгосстраха» Людмила Кулак. — Вот если бы человек в автобусе сломал ногу, руку или был поврежден либо утерян его багаж, который по правилам городских пассажирских перевозок оплачен дополнительно, — тогда, пожалуйста, к нам». Кстати, дамские и дорожные сумочки — это ручная кладь...

Кто ответит за потраченные нервы?

Между тем народ рекламу введенного страхования понял буквально. Раз берутся компенсировать, значит, должны возмещать любой ущерб. «И это совершенно верно, — подтверждает мысль и.о. начальника юридического отдела Минского общества защиты потребителей Наталья Карп. — В соответствии с законом о транспортной деятельности и по правилам автомобильных перевозок перевозчик несет имущественную и другую ответственность за причинение вреда». «Ничего подобного», — возражает наша читательница из Минска Зоя Петрова (по ее просьбе реальная фамилия изменена). Совсем недавно она попыталась предъявить претензии автобусному парку N 4 и получила ответ: обращайтесь в суд! «Но почему я должна судиться, портить нервы, тратить время и платить деньги, чтобы в конце концов доказать очевидное?» — возмущается госпожа Петрова.

А дело было так. Как и большинство работоспособных горожан, ранним апрельским утром Зоя Петрова спешила на службу и воспользовалась транспортной услугой ЛАЗа–695, следующего по 99–му маршруту и принадлежащего автопарку N 4. Машина в принципе сильно изношена, но в этот раз на задней площадке к тому же торчала крышка люка. Под ее острие попал сапог гражданки Петровой и был тут же испорчен, пожалуй, навсегда. Потому что латки на кожаном верхе обуви — это нечто из области «ноу–хау».

Собрав телефоны свидетелей и гордо подготовив проездной, Зоя Петрова как дисциплинированный работник в обеденный перерыв поехала в диспетчерскую, чтобы зафиксировать факт явного ущерба. Все, что ей предложили сразу: давайте скинемся на ремонт. «Но сапоги были куплены 2 недели назад за 176 тысяч рублей, у меня и чек имеется. Да и не хочу я «светить» латкой!» — возмутилась та и написала жалобу. Вот и получила официальный ответ. Краткий и однозначный: виновные в выпуске автобуса с неисправным оборудованием в салоне наказаны, к ним «применены меры материального воздействия». А заявительнице по поводу возможного возмещения ущерба рекомендовано обратиться в суд.

«По решению суда мы готовы компенсировать любую сумму ущерба, — комментирует ответ начальник юридической службы КУП «Минсктранс» Юрий Горновский, — которая затем регрессным иском выставляется виновнику происшедшего: слесарю, например, не заметившему дефект в салоне. И это не наша прихоть, а требование бухгалтерского учета». Но странное дело: в редакционной почте есть совершенно иной ответ, при том, что ситуация — похожая.

Накануне 8 Марта в автобусе N 59 минчанка Эмма Трибендис порвала дубленку. Написала о своей беде нам и очень скоро получила полную компенсацию стоимости ремонта одежды. «А как провели деньги по бухгалтерии?» — на всякий случай интересуюсь в автопарке. «Коммерческая тайна», — отвечают. Полагаю, скинулись. Просто сумма была не так велика.

Но как же все должно быть на самом деле?

Суд да дело

Итак, если вы при посадке, высадке или во время поездки в автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутке и даже в такси за что–нибудь зацепились, обо что–то споткнулись либо, не дай Бог, упали вместе с оторвавшимся поручнем, то:

— попросите рядом стоящих пассажиров быть свидетелями и возьмите их контактные телефоны. Для доказательства достаточно одного очевидца, но для верности лучше, чтоб их было не меньше трех. Подстраховаться, так сказать;

— сообщите о случившемся водителю. Если вы едете в переполненном автобусе, например, и добраться до кабины не представляется возможным, поезжайте на диспетчерскую станцию. Это позволит вам отмести все возможные инсинуации, что, мол, неизвестно, в какой машине вы ехали. Судить об этом по проездному действительно сложно;

— затем у вас есть два варианта: оставить «автограф», подробно изложив детали в книге замечаний и предложений, или по старинке написать заявление на имя генерального директора транспортной компании. Непременно проследите, чтобы его зарегистрировали! Тогда через 15 дней, ну максимум — месяц вам должны дать аргументированный ответ с указанием причин, по которым вам отказано в компенсации ущерба. Чаще всего спор возникает о сумме возмещения вреда. Автопаркам действительно нужно документально подтвердить происхождение убытков. Ведь возмещение ущерба пассажиру — это не что иное, как непредвиденные затраты транспортников;

— как написать заявление? Изложите по возможности все детали происшедшего, укажите имена и контактные телефоны свидетелей. Все остальное — в произвольной форме.

Не исключено, что транспортная компания откажет вам в удовлетворении даже законных требований. Тогда ничего не остается, как идти туда, куда переадресовал «Минсктранс» нашу читательницу, — в суд. Где, кстати, она может дополнительно потребовать еще и компенсацию морального вреда, размер которой истец определяет сам. Впрочем, не стоит претендовать на миллион рублей за душевные муки по поводу порванной сумочки, например.

Что нашей героине рассказа в конечном итоге и советует сделать юрист. «Свидетели у нее есть, проездной документ — тоже, факт зафиксирован заявлением. Единственная ошибка: она ничего не сказала водителю автобуса, — говорит Наталья Карп. — Безусловно, трудно судить без полных сведений обо всех обстоятельствах причинения вреда, однако мне кажется, что у Зои Петровой есть все шансы выиграть дело, причем, думаю, даже не доводя его до суда».


Справка «СБ»

Перевозчик отвечает за техническое состояние транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров. В нем не должно быть торчащих гвоздей, болтов, железок и прочих деталей, которые могут нанести увечье клиенту либо его имуществу.


Кстати

Претензия к перевозчику по поводу возмещения ущерба может быть предъявлена в течение 3 месяцев, а срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора автомобильной перевозки, — 3 года с момента, когда был причинен вред или пассажир узнал либо должен был узнать о нем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter