Главный тренер женской сборной по лыжным гонкам Виктор Камоцкий: В каждой гонке у нас просматриваются лидеры

Береги лыжи смолоду

Из румынского Рашнова, где в конце февраля стартует молодежный чемпионат мира по лыжным гонкам, белорусская женская команда намерена вернуться с медалью. Главный тренер Виктор Камоцкий (на снимке) говорит об этом, суеверно сплевывая через плечо и оглядываясь в поисках деревянных поверхностей. Однако от слов не отказывается, прогнозируя подопечным и дальнейший прогресс. Учитывая, что год назад наши девушки на аналогичных соревнованиях финишировали в третьем-четвертом десятке, заявление интригующее. И в который раз заставляющее вспомнить, что большую часть нынешней сборной Беларуси составляют лишь недавно привезенные из России новобранки. То, что ставка на них делается не только на взрослом, но и на юниорском уровне, Камоцкий называет вынужденной мерой, отсылая к протоколам недавно состоявшегося в «Раубичах» Кубка Восточной Европы. А заодно рекомендуя запастись терпением.

— Грядущий чемпионат я рассматриваю как возможность доказать правильность выбранного пути. И, оглядываясь на начало сезона, вижу, что мы можем претендовать на многое. Да, «Тур де Ски» провалили, но это не вина спортсменок. Это проблемы, которые за нашей командой тянутся уже не один год: сервис и подготовка. Фактически я сам и тренировал, и лыжи всем готовил. На нас смотрели, как на ущербных. Ведущие сборные давно с фурами ездят. Там у них все: от раздевалок до мастерских. А мы с помощником выходим с рюкзачком, в котором, по сути, весь наш скарб. Я не говорю, что дай нам фуру и завтра будут чемпионки, но нужно учитывать, что есть определенный уровень обеспеченности, ниже которого рассуждать о призовых местах просто нельзя.

— Откуда тогда оптимизм по поводу чемпионата мира?

— Там к каждой гонке нужно подготовить лыжи для одного-двоих спортсменов, а не для всей команды. С этим худо-бедно справимся. Тем более что туда едет целая группа тренеров, а в каждой гонке у нас просматриваются лидеры. В дистанционных видах — Настя Кириллова, в спринте — Настя Майнгардт и Инна Луконина.

— Эти девушки, как я понимаю, считаются нашей надеждой и на взрослом уровне?

— Расклад простой: сегодня очки в зачете Кубка мира есть у Юлии Тихоновой, 19-летняя Кириллова занимает там 36-е место. Для первого полугода тренировок — очень неплохой результат. В прошлом году Майнгардт бегала только в чемпионате России, а Тихонова и вовсе в основном по инстанциям, собирая необходимые для перехода документы. Так что прогресс очевиден. Тем более что в лыжных гонках постоянно идет смена поколений. Которая особенно актуальна для белорусских лыж. Вспомните, в Кубке Восточной Европы, который проходил в «Раубичах», из белорусских лыжников в число 16 сильнейших «заехала» одна Инна Луконина. И это большая печаль. Где, спрашивается, молодежная команда? И о чем думают те, кто сегодня кричит, что не нужно было приглашать россиянок?


— Насколько я понимаю, вы знаете причины кризиса?

— Нет системного подхода. Например, если я говорю, что в национальной сборной не хватает врачебного контроля, то на более низких уровнях с ним вообще беда. И так по всем пунктам подготовки. У нас, кстати, уже состоялся серьезный разговор на эту тему с руководителем федерации, потом было совещание у министра. Насколько я знаю, планируются существенные изменения, но важно, чтобы они затронули все уровни. Мы в каждый момент времени должны понимать, что и зачем мы делаем со спортсменом. Лыжный спорт в последние годы стал высокотехнологичным. Здесь судьбу победы решают не только сервисные фуры. Я о них заговорил с единственной целью — объяснить, что, если эти страны в сервис вкладывают такие деньги, представляете, сколько они вложили в строительство всей спортивной пирамиды? Я 10 лет в Австрии работал, знаю, о чем говорю. И знаю, что наши тренеры готовы учиться, использовать биохимический контроль и прочие наработки. Но если у отправляющихся на сборы врачей часто не бывает с собой банального кардиографа, как им состояние спортсменов определять? По глазам? 

— У вас не возникает ощущения, что точка невозврата в белорусских лыжах пройдена уже настолько давно, что в будущем мы обречены на завоз иностранцев?

— Не думаю, что момент упущен. Да, о приезжих спортсменах сегодня много говорят и пишут, почти все осуждают. И в чем-то правы: людей, способных выиграть Олимпиады и чемпионаты мира, не отпустит ни одна страна. Случаются лишь редкие исключения. Понятно, что нужно развивать своих. Чтобы потом нам в сборной не приходилось учить спортсменов прыгать и делать наклоны. Такие прецеденты были. Кто там с ними работает вообще? Как мы можем каждый год получать 5 — 10 мастеров спорта, если на Кубке Восточной Европы никто из них в топ-16 не попал? А потом меня вызывают в министерство и спрашивают: что ты за специалист, если из армии мастеров спорта не можешь конкурентоспособную команду собрать? А если повысить уровень квалификационных нормативов, тренеры потеряют и в зарплате. А так за каждого кандидата в мастера прибавку получает порой целая бригада. 

— Как быть?

— Сжать зубы и работать. Решить, что, допустим, на чемпионаты мира едут спортсмены, которые выполнят определенные нормативы. И все, дальше никаких поблажек и добавления для количества или опыта. Выполнили квалификацию три человека — едут трое. Не выполнил никто — тащить не надо. В противном случае у спортсменов вырабатывается убежденность, что их все равно туда отправят: нужно ли говорить, что стимул пахать теряется? А заодно получается ситуация, при которой в стране человек 15 тренеров с высшей квалификацией и всего одна подготовленная ими спортсменка.

komashko@sb.by

Любую проблему очень полезно рассмотреть с различных точек зрения. Тем более что «с мест» зачастую многое видится совсем иначе, и поэтому, говоря о перспективах развития нашего лыжного спорта, мы решили выслушать и альтернативные мнения.

Николай Фурмач, старший тренер Могилевского УОРа:

— С инвентарем, которого не хватало лет 10—15 назад, сейчас все более-менее нормально. А вот со снегом — гораздо сложнее. Я помню, как мы тренировались во времена СССР. Календарь соревнований начинался в ноябре и заканчивался к апрелю-маю. Полгода, считай, на снегу стояли. А посмотрите, какие сейчас зимы! И как тренеры могут выстраивать планы подготовки, говорить о методике, если они банально не могут предсказать, сколько снежных дней будет? Хотя это не означает, что Беларусь теперь обречена на приглашение спортсменов из-за границы. Лучшие к нам все равно не поедут, а потому готовить своих можно и нужно. В «Раубичах» даже при нынешней погоде снежных запасов хватит еще на месяц. Есть возможность тренироваться и в других центрах, но их пока немного. И выход из нынешней ситуации я вижу в том, чтобы максимально расширить географию искусственных трасс в регионах. 

Александр Сопоненко, тренер Витебского УОРа:

— У нас все хотят результат. Но не в перспективе, а желательно уже в следующем сезоне. Это отражается на работе тренеров: они вынуждены форсировать подготовку уже на самых начальных этапах. И далее снежный ком лишь увеличивается от возраста к возрасту. В результате некогда считавшиеся перспективными ребята очень быстро заканчивают. А найти других — большая проблема. Спортсмены с данными Сергея Долидовича рождаются крайне редко. И не факт, что они в конечном счете придут заниматься в лыжный спорт. Это ведь тяжелая работа, и, чтобы сделать лыжи популярными, их нужно показывать с максимально эффектной стороны. А что мы можем показать? У нас в Витебске круг в полтора километра, который удалось наскрести из искусственного снега. Все остальное растаяло. А долго кормить детей обещаниями не получится. Поэтому, несмотря на то что ситуация с инвентарем в спортивных школах стала сейчас гораздо лучше, мы очень скоро можем прийти к тому, что новые лыжи и палки будет попросту некому давать.

Олег Супранович, старший тренер по Минской области:

— Ситуация в лыжном спорте очень серьезная. В следующем году на юниорском уровне нас и вовсе ждет провал, а причин сразу несколько. И решать их по отдельности невозможно. Например, детский спорт. С каждым годом в нашей области дети все реже выезжают на вкатывания и закатывания. Нет средств. А в Беларуси снежный период стал не такой уж и большой. В результате во все училища олимпийского резерва каждый год идет набор всех, кто есть. Хотя, бывая в школах в глубинке, я вижу, что у нас есть неплохие ребята. В Минской области тренируется перспективная спортсменка, в Витебске собралась неплохая команда... И, на мой взгляд, этих детей и их тренеров нужно не ущемлять, не загонять в рамки, а, наоборот, создавать все условия, чтобы они смогли развиться. Чтобы не повторялась нынешняя ситуация, когда ребята тренируются, но потом оказывается, что в сборную все равно привезут пару россиян, которые года на три «закроют проблему». Мотивация сейчас — краеугольный камень детского спорта.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter