Экстренное закрытие Туровского моста глазами тех, кому придется минимум год обеспечивать жизнеспособность попавшего в беду региона

Берег этот. И тот

ТУРОВСКИЙ мост — один из самых длинных и красивых. Однако в последние два дня он стал знаменит не потрясающими припятскими пейзажами, а тем, что треснул. Полотно одного из пролетов просело на полметра. Местные жители вовремя заметили это и подняли тревогу. Движение перекрыли. А мост круглосуточно охраняют. Каковы последствия неожиданного ЧП?

фото виталия пивоварчика

КАКОВО быть отрезанными от цивилизации, самыми первыми ощутили на себе жители Турова и расположенных рядом деревень Озераны и Черничи. Мост, который был ближайшей и единственной дорогой на Житковичи, находится всего в сотне метров. 

Но проблема куда глубже: если жители этих деревень не могут добраться в райцентр, то ведь и «скорой помощи» дороги нет? Исполняющая обязанности главврача Житковичской ЦРБ Людмила Котлерчук наше беспокойство развеяла: сельчане из заречных деревень не останутся без медпомощи. Во-первых, в Турове работает больница, там есть «Скорая помощь». Реанимационного отделения нет, но при необходимости задействуют специалистов и технику из других районов – Лельчицкого, например. 

Не будет перебоев и с работой автолавок. Если раньше машина выезжала из Житковичей, то теперь ее направят из Турова. В коопторге есть техника, хотя и неспециализированная. Ее временно планируют оборудовать под передвижные магазины. Председатель правления Житковичского райпо Надежда Мурашко отметила, что будут пересмотрены маршруты автолавок. Что касается доставки продуктов, то в туровской зоне практически во всех деревнях есть магазины с широким ассортиментом и достаточно большим запасом продуктов. При необходимости их подвезут со склада филиала «Туровский коопторг». А продукты первой необходимости, например хлеб, доставят из Лельчиц.

Туровскую зону ежедневно обслуживают 5 маршрутов филиала № 16 ОАО «Гомельоблавтотранс». По словам директора Виталия Кошмана, автобусное движение и не прекращалось. Из Житковичей теперь доставляют пассажиров до моста, потом 2,5 километра они идут пешком – благо пешеходам разрешено передвигаться по мосту, а по ту сторону их уже встречает другой автобус, который и довозит до конечной остановки.

Известно, что специалисты БелдорНИИ выезжали на место, чтобы зафиксировать повреждения и дефекты, после чего примут решение — начинать новое строительство или мост можно отремонтировать. Начальник главного управления автомобильных дорог Минтранса Александр Головнев не исключает, что мост может быть закрыт на год. Но даже если его решат восстанавливать, все равно уйдет уйма времени.


К сожалению, ранее никто не задумывался о строительстве специальных объездных путей. Есть несколько действующих дорог, но по километражу крюк получается приличный. Например, сейчас из Минска в Туров можно добраться через Столин (это почти 400 километров) или через Бобруйск, Мозырь и Лельчицы (расстояние больше на 40 километров). А ведь в том же Мозыре построены два моста через Припять. У жителей Столина, когда те планируют выбраться в сторону Минска, есть альтернатива — ехать через Пинск. Разницы в расстоянии практически нет. 

ПРОБЛЕМ, которые создал аварийный мост через Припять, по большому счету, не перечесть. Вся сложность в том, что ситуация вышла за рамки конкретного населенного пункта, охватив несколько регионов. По ту сторону моста остались Столин, Лельчицы, сотни деревень.

Что касается Житковичского района, за рекой оказалось валообразующее для него ОАО «Туровщина». Впрочем, со слов экономиста Александра Шантара, ситуация хоть и нестандартная, но пока катастрофы нет. Уже то хорошо, что скот и корма сосредоточены в одном месте. Если говорить о молоке, оно уезжает на Туровский молочный комбинат. Тут никаких издержек в плане транспортировки и логистики нет. Больше проблем возникнет при организации выездной торговли – километраж вырастает как минимум на 100 километров, а то и больше. Все зависит от места, где проводятся ярмарки. 

Временные трудности возникли и с доставкой людей на рабочие места — в «Туровщине» работает много горожан. Раньше выручали рейсовые автобусы, а предприятие оплачивало проезд. Сейчас ситуация неопределенная. Не исключено, что «Туровщина» возьмет на себя централизованный подвоз людей. Сейчас из-за перекрытого моста не у всех получается вовремя приходить на работу, а производственный процесс останавливать никак нельзя. 

В ТОМ, что проблема масштабная, сомневаться не стоит, но далеко не все подводные камни обнаружены, утверждает первый заместитель председателя Столинского райисполкома – начальник райсельхозпрода Николай Мороз. Пока большие неудобства испытывает население, ведь основной транспортный поток ранее шел именно через Туровский мост. Но и сельское хозяйство должно быть готово держать удар во время весенне-полевых работ. Вероятнее всего, проблемы возникнут с обеспечением калийными удобрениями. Если раньше ездили через Житковичи, теперь придется через Пинск. А это около 80 лишних километров в одну сторону, и только затраты на топливо в этом случае вырастут процентов на 40. 

Правда, есть еще один способ доставки удобрений – железнодорожным транспортом. Но в райсельхозпроде к такому выходу относятся весьма скептически: на Столинщине нет настолько крепкого хозяйства, чтобы позволить себе профинансировать покупку вагона удобрений. Большинство организаций находятся в затруднительном положении, есть и вовсе неплатежеспособные. Выбор у них невелик: либо отказаться, либо преднамеренно идти на крюк в 160 километров. А доставить нужно не только удобрения — фунгициды, гербициды, запчасти, львиная доля которых приезжает из-под Минска. К счастью, Житковичи к молоку не имеют никакого отношения – все сырье уезжает в Брест. Поэтому здесь без потерь.

В АПК сейчас более спокойная пора, поэтому трудно подсчитать, в какую копеечку обойдутся хозяйствам объездные пути. Как и сложно предугадать, станет ли излишний километраж подъемным в период массовых сельхозработ. Ведь дело не в том, как будет организована доставка, а во сколько это обойдется.

Николай Мороз уверяет, что последствия будут достаточно серьезные, и обращает внимание еще на одно обстоятельство. Трасса на Пинск очень загружена – так было еще до закрытия аварийного моста в Житковичском районе. Это излюбленный маршрут дальнобойщиков, въезжающих в Беларусь со стороны Ровно. Объездной дороги вокруг Пинска нет. Как долго город сможет протянуть в условиях повышенного транспортного трафика, вопрос риторический. 

Лельчицкий район по части сельского хозяйства к Житковичам никакого отношения не имеет, поэтому и пострадал в меньшей степени. Все комбикорма, удобрения идут из Калинковичей. Что касается топлива — есть собственная наливная станция, заметил первый заместитель председателя Лельчицкого райисполкома — начальник райсельхозпрода Николай Гавриловец. Все молоко сдают в Калинковичи – но так было и прежде. Единственное, затруднения возникли лишь в решении двух вопросов: добраться в Минск стало гораздо сложнее и дольше по времени; на регистрацию транспорта все-таки придется ехать в Житковичи, где находится МРЭО ГАИ. Но эти издержки, пожалуй, самые сносные и терпимые.

МОСТ построили более тридцати лет назад. За все это время серьезных хлопот жителям он не доставлял, разве что когда ремонтировали дорожное покрытие или по выходным дням, когда из-за увеличенного транспортного потока скапливались пробки. Треснул он впервые. Как и впервые часть жителей Полесья — только в одном Лельчицком районе и Турове проживают более 25 тысяч человек — отрезана от «большой земли». Похоже, надолго.

 Буквально в считаные часы после того, как обнаружили трещину, в Житковичах состоялось выездное заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям при Гомельском облисполкоме. Приняли решение паром в Снядине перевести на круглосуточное дежурство и организовать грейдирование подъездных путей. А ведь «СГ» не единожды публиковала репортажи о том, как жители петриковского Снядина противостоят паводку, когда вся надежда оставалась только на паром. Теперь на него надеются жители многих деревень, где давно уже ни большой, ни обычной воды не видали.

КОГДА верстался номер, стало известно, что комиссия по ЧС полностью запретила эксплуатацию моста. Разрешение на переход по нему для пешеходов отменили. Между берегами станут курсировать катера МЧС, они будут переправлять людей. Уже начаты работы по строительству временной дороги к Припяти — от деревень Черничи и Борок. Инженерные войска Вооруженных Сил и специалисты МЧС возьмут на себя сооружение временной переправы. 

syritskaya@sb.by;

kovalev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter