Народный артист СССР Юрий Соломин отметил свое 85-летие

Берег его жизни

Все образы Юрия Соломина объединяет вера в лучшие свойства человеческой природы

Народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра, профессор Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина Юрий Соломин вчера отметил свое 85-летие. В его богатой коллекции персонажей — более 100 ролей в кино и свыше 50 в театре. Причем проходных ролей у мастера нет, почти каждая отзывалась в зрительском сердце волнующим тремоло. Совесть, достоинство, нравственные принципы — ключевые понятия для героев Соломина. Юрий Мефодьевич — один из самых узнаваемых артистов своего поколения.



У белорусов связь с Юрием Соломиным подлинная, душевная, зрительская. Возглавляемый им Малый театр в 2006 году с успехом гастролировал в Минске. В Центральном Доме офицеров проходили показы, посвященные 250-летию театра. Зрители увидели спектакли «Горе от ума», «Волки и овцы», «Тайны мадридского двора». Кроме Соломина, на белорусских подмостках предстали Элина Быстрицкая, Ирина Муравьева и другие корифеи.

В декабре 2015 года Малый в рамках проекта «Большие гастроли» снова приехал в Минск и показал еще раз спектакль «Волки и овцы», а также постановку «Свадьба, свадьба, свадьба!». Зрители восторженно принимали Людмилу Полякову, Бориса Невзорова, Евгению Глушенко и других мастеров сцены. Актриса Людмила Полякова сказала тогда: «Мы играем классику. И наш руководитель театра Юрий Соломин все время говорит: попытайтесь понять автора! Не модернизируйте, не придумывайте, а попытайтесь понять. Гоголь, Островский, Чехов бессмертны! Наш зритель это видит, понимает и ценит. И мы ценим — особенно тот факт, что среди поклонников Малого театра немало молодежи. Это очень приятно». 



Юрий Соломин родился в Забайкалье, в Чите, в семье музыкальных педагогов городского Дома пионеров и Дома народного творчества. Всю жизнь его отец Мефодий Викторович проработал хормейстером, свободно играл на струнных инструментах. Мать Зинаида Ананьевна была пианисткой. В свое время оба учились в Ленинграде, мечтали о большой сцене, но у судьбы был иной сценарий: их мечтам было суждено реализоваться в детях. В 13 лет сквозь толстую линзу телевизора «КВН» 13-летний Юрий увидел документальный альманах «Малый театр и его мастера». Другой мальчуган не обратил бы на этот фильм никакого внимания, но Соломин уже знал многих артистов по кинокартинам. А тут вдруг услышал волнующий рассказ о любимых мастерах: Борисе Бабочкине, Игоре Ильинском, Михаиле Цареве… Из этого же фильма Юра впервые узнал о Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина. По окончании школы Соломин не без приключений (их с отцом обокрали в Москве) поступил в это училище — в 1953 году был зачислен в класс прославленной актрисы Веры Пашенной. Позже в 1960-м она же рекомендовала его на первую роль в кино — это был фильм Исидора Анненкова «Бессонная ночь». 



К своему театральному берегу он пристал в 1957 году — после окончания Щепкинского училища был принят в труппу Малого театра. Не сразу вышел на звездные роли — в традициях Малого театра всячески испытывать молодых актеров на прочность. Но постепенно роли пришли. Сыграл Хлестакова в «Ревизоре», Федю Протасова в «Живом трупе», Кисельникова в «Пучине», царя Федора в спектакле «Царь Федор Иоаннович», Николая II в драме «…И Аз воздам», Войницкого в «Дяде Ване», Сирано де Бержерака в одноименной пьесе Эдмона Ростана… Начиная с 1980 года Юрий Соломин сам поставил немало спектаклей, в том числе «Ревизора», «Чайку», «Женитьбу». Ставил азартно, увлеченно.

У широкого зрителя его невероятная популярность началась в 1970 году с картины Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства», одной из лучших и глубоких картин о гражданской войне. Пятисерийный фильм отходил от привычных шаблонов и банальных трактовок, представлял зрителю мощные глубокие характеры. Соломин сыграл разведчика Павла Андреевича Кольцова, это был собирательный, но очень убедительный образ, покоряющий сочетанием простоты, интеллекта и достоинства. Эта роль принесла Юрию Мефодьевичу звание заслуженного артиста и Государственную премию РСФСР. Позже были картины «Верность матери», «Весна на Одере», «Красная палатка», «Инспектор уголовного розыска», «Летучая мышь», «Обыкновенное чудо», «Хождение по мукам», «Блокада», «ТАСС уполномочен заявить…». Соломину особенно удавались военные герои.

teatr.ru.

Стоит отдельно выделить роль ученого и писателя Владимира Арсеньева в фильме великого японского режиссера Акиры Куросавы «Дерсу Узала». Снять эту картину японскому режиссеру предложил Сергей Герасимов по время визита в Японию. Посмотрев фильм «Адъютант его превосходительства», Куросава утвердил Соломина без проб. 

На следующий год творческое сотрудничество со Страной восходящего солнца продолжилось: в фильме Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи» Юрий Соломин появился в тандеме с японской звездой Комаки Курихара. 

Юрий Мефодьевич со временем доказал, что прекрасно владеет режиссерской профессией не только в театре, но и в кино. В частности, он снял картину «Скандальное происшествие в Брикмилле» по пьесе Джона Бойтона Пристли и трехсерийный фильм «Берег его жизни», где исполнил главные роли. «Берег его жизни» повествует об удивительном человеке, русском ученом, исследователе, путешественнике Николае Николаевиче Миклухо-Маклае. 

Младший брат Виталий, которому тоже суждено было стать звездой, в свое время приехал поступать в Щепкинское училище. После он признавался, что приняли его туда в немалой степени из уважения к Юрию, который был на хорошем счету у педагогов. Дар Виталия был иным, но, пожалуй, тоже интересным и глубоким. Два брата из глубинки со временем стали всенародными любимцами. У каждого в послужном списке роли, которые можно назвать культовыми. Долгие годы они работали в одном театре — Малом. В 1986 году Виталий ушел в Театр имени Моссовета. В 1988-м Юрий Мефодьевич стал художественным руководителем Малого и уговорил брата вернуться.

Виталий Соломин сыграл в картинах «Женщины», «Сибириада», культовом детективном сериале Игоря Масленникова, где загадочные преступления элегантно распутывали знаменитые герои Артура Конан Дойла — сыщик Шерлок Холмс и доктор Ватсон, мелодраме «Зимняя вишня». Вместе братьев можно увидеть в фильмах «Даурия» (картина снималась в их родных местах в Забайкалье, недалеко от Читы), «Летучая мышь», «Сны о России». На театральной сцене братья появились вместе в знаменитом спектакле Сергея Соловьева «Дядя Ваня». Юрий Мефодьевич — в роли Войницкого, Виталий — Астрова.

24 апреля 2002 года Виталий Соломин, несмотря на плохое самочувствие, играл в спектакле «Свадьба Кречинского», который сам и поставил. Пел, танцевал, садился на шпагат, хотя страдал гипертонией. Он смог сыграть лишь первый акт, со сцены его унесли на руках. Виталия Соломина доставили в больницу, где врачи диагностировали инсульт. Около месяца актер лежал в больнице, долго находился в коме, иногда выходил из нее. Скончался 27 мая 2002 года. Юрий Мефодьевич глубоко переживал уход брата.

C 8 сентября 1990 года по 15 ноября 1991-го Юрий Соломин являлся министром культуры России. В 2019-м стал бессрочным руководителем Малого театра — в этой должности Юрий Мефодьевич с 1988 года. Тогда его выбрали общим голосованием всей труппы, подобное произошло впервые в истории театра.

В 2017-м завершилась масштабная реконструкция Малого театра. После ремонта его основная сцена открылась спектаклем «Горе от ума», где роль Фамусова исполнил Юрий Соломин. Малый театр и сегодня продолжает традиции, заложенные его основоположниками.

В 2000-е Юрий Мефодьевич украсил своим появлением сериалы «Московская сага», «Тяжелый песок», «Исаев», «Точка кипения». В мелодраме «Бульварное кольцо» вместе с Алисой Фрейндлих сыграл красивую позднюю любовь. В биографии самого актера — более 60 лет счастливого брака с супругой Ольгой, ушедшей из жизни в 2019 году. Их объединяла совместная педагогическая деятельность в Щепкинском училище, где они воспитали более 200 молодых актеров. Ольга Соломина была профессором кафедры мастерства актера и заслуженным деятелем искусств России.
Несмотря на все регалии, по отзывам коллег, Юрий Соломин остается невероятно простым в общении. Считает, что умение сострадать — не только свойство человеческой души, но и неотъемлемая часть актерской профессии.
ЦИТАТА

«Звания — это хорошо, но самое главное не звание, а имя, а оно зарабатывается потом и кровью, инфарктами, — рассуждал Юрий Соломин в одном из интервью. — В каждой роли все обязательно надо начинать заново. Снова задавать себе мучительный вопрос: почему? Почему этот человек, которого ты играешь, поступает именно так?»

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter