Беречь свою историю

О национальном самосознании и подлинном патриотизме

О национальном самосознании и подлинном патриотизме

Лев КРИШТАПОВИЧ, доктор философских наук

Исторические фальсификации в постсоветский период приобрели многоаспектное измерение. Ниспровергатели подвергли дискредитации все ключевые события отечественной истории, всех выдающихся деятелей нашего общего Отечества. Один из основных ударов наносился по древнерусской народности и древнерусскому государству как корневым основам этнического и цивилизационного единства белорусов, русских и украинцев. Преследовалась цель развести братские народы по разные стороны исторического развития, противопоставить их друг другу, заменить нашу родную историю чужой, точнее, чужими антиисторическими взглядами. Ведь понятно, что народы, лишенные исторической памяти, утратившие свои ментальные характеристики, неспособны ни к какой исторической жизни, оказываются вне исторического времени и пространства, исчезают из истории как народы. Вот почему Президент при вручении премий “За духовное возрождение” подчеркнул необходимость формирования национальной идеологии, основанием которой “являются патриотизм и готовность беречь свое наследие”.
Но, говоря о важности бережного отношения к своей истории, надо иметь в виду именно историю белорусского народа. Почему это актуально? Потому что под видом национальных ценностей некоторые силы стремятся навязать ценности какой угодно истории, но только не нашей, белорусской. В частности, когда под видом реставрации замков польских магнатов на белорусской земле одновременно стремятся реставрировать их образ жизни и включить этот образ в каталог белорусской культуры. Фабрикуется иллюзорная картина: будто бы магнаты заботились о процветании белорусских крестьян.

Возьмем, к примеру, жизнь Льва Ошторпа, который был предводителем дворянства Минской губернии. В своем имении в Дукоре он организовал театр, картинную галерею. Шляхта, по свидетельству очевидцев, пировала неделями у гостеприимного хозяина. Когда Ошторп умер, польский поэт-юморист Легатович в своей эпиграмме хорошо подметил: “Smierc Osztorpa w Dukorze zrobi zmiane znaczna: Panowie pic przestana, chlopi jesc zaczna!” То есть смерть Ошторпа в Дукоре произведет большую перемену: паны перестанут пить, а хлопы начнут есть.

Вообще, существует поверхностное представление, будто национальная культура сводится к реставрации исторических памятников, возрождению старинных ремесел и обрядов, так сказать, к некоему этнографическому антуражу. Все это, безусловно, входит в содержание национальной культуры. Но это еще не образует ее истинного смысла. Смысл же национальной культуры выражается в ее национальном самосознании. Именно национальное самосознание является основой этнической самоидентификации личности, ее принадлежности к своему народу. Национальное самосознание — это синоним патриотизма. Ведь значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство — силою его патриотизма.

К сожалению, особо “продвинутые” культурологи под видом патриотизма хотят навязать нашим гражданам совершенно другие феномены — национализм и космополитизм. Каково различие между патриотом, националистом и космополитом? Космополит — это тот, кто раболепствует перед другими народами, но презирает собственный.

Для националиста “мова” является определяющим признаком его отношения к людям, к их роли и месту в жизни общества и государства. Как тут не вспомнить циничные поучения профашистской “Беларускай газэты”, издававшейся в Минске в оккупационный период. “У Менску па-расейску размаўляюць толькі сакрытыя жыды і камуністы”, — утверждала эта коллаборационистская газетенка. Как правило, космополит и националист совпадают, поскольку для них главное в культуре — противопоставление одних народов другим с целью достижения своих антинациональных устремлений.

Патриот — это тот, кто любит свой народ и уважительно относится к другим народам. Для патриота важно именно единство. Нетрудно заметить, что белорусская национальная культура формировалась как культура высокого патриотизма, где не было места ни мракобесному национализму, ни раболепствующему космополитизму.

С формированием настоящего патриотизма, укреплением национального самосознания тесно связан и вопрос о сохранении исторической памяти. История народа — это продолжение прошлого, наполнение реальными делами настоящего и послание в будущее. Только уважение к своей истории, к своим национальным ценностям и традициям является основой патриотизма, стойкости нации, крепости государства, своего рода иммунитетом от современных вызовов и угроз. Ибо одна только история народа может объяснить его истинные потребности и идеалы. Мы должны с уважением относиться к историческому выбору белорусского народа как результату многовекового формирования белорусского национального самосознания, в рамках которого и происходит становление национальной идеи белорусов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter