Бензобакс на экспорт

«Топливным челнокам» перекрыли краник...
«Топливным челнокам» перекрыли краник. Не то чтобы совсем, но чувствительно. Раньше график поездок был расписан по дням и часам. Теперь — один рейс в понедельник и один в четверг. Чаще чем раз в три дня путешествовать в сторону Бяла–Подляски или Друскининкая не получится — таможня повесила «кирпич»...

Почему решили надавить на «челноков», подрезать «бизнес»? Официальная версия «Белнефтехима» такова: в 2006–м «бензовозы» вывезли на продажу в Польшу, Литву, Латвию больше 200 тысяч тонн отечественного топлива. В относительном исчислении — это 3,5 процента от объема внутреннего рынка. В абсолютном — десятки миллионов долларов, осевших в карманах водителей, которые модным малолитражкам предпочитают практичные «Пассаты»... Многовато.

Идея сузить пропускную способность таможенных пунктов пришла не сразу. Поначалу проблему хотели вырубить на корню, подняв цены внутри страны до уровня литовских, потом латвийских и наконец польских. Но инициатива была заблокирована. Думаю, к счастью. Ведь, во–первых, получается несправедливо: почему водители, курсирующие, например, в пределах Гомельской области или МКАДа должны расплачиваться за брестского «спекулянта». Во–вторых, возникала опасность, что уже к нам приедут «демпинговать» ребята из той же Литвы, где литр горючего на 15 — 20 центов дешевле, чем в Польше... Кому это надо? Точно не «Белнефтехиму».

Так что решение приняли сравнительно гуманное. Учитывающее интересы: а) профильного концерна, который может получить дополнительные доходы от организованного экспорта в ЕС; б) бюджета, куда пойдет пошлина, взимаемая при вывозе нефтепродуктов, и даже в) топливных «спекулянтов», оставив им небольшой люфт, чтобы могли получать прибавку к основной зарплате.

Все верно? Не совсем.

Ведь в самом «Белнефтехиме» признают, что с января этого года ситуация с продажами горючего перевернулась, как песочные часы. Раньше предприятия отрасли получали солидные прибыли, экспортируя топливо. Зато на внутреннем рынке несли финансовые потери. Теперь наоборот. Вывозить товар на Запад из–за высокой пошлины стало не очень выгодно. Зато при продажах в Беларуси с литра 95–го, грубо говоря, концерн имеет 20 центов прибыли. Получается, чем больше купят на заправках внутри страны, тем больше будет доход. А уж как распорядится автомобилист топливом — выпустит ли он его в трубу, колеся по дорогам Беларуси, или вывезет в Польшу и Литву, — на балансе «Белнефтехима» это никак не отразится. Акцизы пойдут в бюджет, прибыль — на счета предприятий концерна. А разницу в ценах с соседями привезут в твердой валюте «челноки» (экспортную пошлину им ведь платить не надо).

Дальше известно. Евро сдаются в банки, покупаются рубли, тратятся на строительство жилья — решение главной социальной проблемы (заметим, своими силами)... Нередко деньги вкладываются в образование детей. Иногда открывается собственный бизнес. Доходы от бензина служат стартовым капиталом. Разве плохо?.. Кроме всего прочего, «челноки» выполняют важную общественную миссию: снабжают недорогим и нужным товаром пана Кшиштофа из приграничной Кузницы. Соседям ведь с давних пор положено помогать...

В общем, брешь государственного масштаба от существования «топливных извозчиков» как–то не просматривается. И только одно «но» все перечеркивает... С точки зрения юриспруденции перед нами — явная «незаконная предпринимательская деятельность». А с ней при любых экономических выкладках приходится бороться.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter