Бензиновый двигатель

Нефть выходит из берегов

Нефть выходит из берегов


Итак, это случилось: литр 92–го бензина стал стоить больше доллара. Это значит, что лично я вчера оставил на заправке на несколько тысяч больше. Здесь можно было бы заметить что–нибудь про психологическую отметку, но стоит ли? Подорожание, разумеется, не долгожданное, но, согласитесь, вполне ожидаемое. По крайней мере для тех, кто хоть немного следит за новостями с Лондонской международной нефтяной биржи.


Впрочем, не следить за этими новостями все равно не получится, если только вы вообще не смотрите телевизор, не читаете газет и не слушаете радио. Я вот никак не могу запомнить, сколько литров в барреле нефти (еще раз уточнил, оказывается, почти 159 литров), но точно знаю, что стоит он уже почти 140 долларов.


Вся история барреля последних лет — это сплошное взятие психологических барьеров. В 1998 году цена упала до 10 долларов и российской экономике сразу пришел дефолт. В 2004 году баррель нефти стоил уже 40 долларов и тогда было принято все объяснять войной в Ираке. Но в 2005–м цена выросла до 60 долларов. В прошлом году — до 80. Теперь говорят, нужно готовиться к 150 долларам.


На этом фоне 5–процентное подорожание бензина несколько меркнет. Наши независимые эксперты со свойственной им тягой к преувеличению прогнозировали более сильный рост, но просчитались. Впрочем, не нужно быть гуру экономики, чтобы предположить: если ситуация на мировом рынке не стабилизируется, на бензоколонках будут менять ценники. В этом году топливо в Беларуси подорожало в первый раз, а вот в прошлом — целых четыре раза.


Впрочем, все познается в сравнении.


В Венесуэле, где нефть буквально сочится из земли, горючее в пересчете на американские деньги стоит всего несколько центов за литр. А в Западной Европе, где цены и без того самые высокие в мире, очередное подорожание топлива вылилось в массовые акции протеста с водометами и пострадавшими. Сначала бастовали средиземноморские рыбаки. Когда их запасы солярки стали подходить к концу, они пустили их на бутылки с зажигательной смесью и пошли штурмовать брюссельские дворцы. Они требовали от властей Евросоюза снизить акцизы.


Еще более масштабным получилось выступление «дальнобойщиков» в Испании и Португалии. Десятки тысяч грузовиков участвуют в профсоюзной операции «Улитка» — медленно ездят вокруг крупнейших городов, создавая гигантские пробки. Из–за этого возникли проблемы со снабжением магазинов продуктами. Испанцы и португальцы в панике запасаются провиантом на случай полного коллапса на дорогах. А забастовка в любой момент может переброситься с Пиренеев во Францию и далее — в остальную Европу.


Кто виноват в высоких ценах на нефть и соответственно топливо? Есть объективные причины. Главная — аппетиты мировой экономики постоянно растут, а предложение за спросом не всегда поспевает. Правда, существует и альтернативная точка зрения. Британская газета «Индепендент» публикует мнение руководителя Королевского химического общества Ричарда Пайка, который полагает, что запасы нефти сегодня умышленно занижаются странами–производителями ради рекордной цены.


Ряд аналитиков объясняют рекордную стоимость нефти спекуляциями. «За минувшие годы на рынок нефти пришли играющие на повышение инвестиционные банки и фонды, для которых нефть — товар, подобный облигациям или акциям», — замечает Би–би–си. «Слабый доллар побудил инвесторов и спекулянтов вкладывать деньги в сырьевой рынок», — вторит британской телерадиокорпорации немецкое издание «Тагесшпигель».


Серьезность проблемы признали министры экономики «большой восьмерки». На недавней встрече в Японии они признали, что высокая цена «может стать причиной рецессии глобальной экономики». Но пока рано говорить о повторении «нефтяного шока» 1973 года, когда баррель за полгода подорожал в три раза, или кризиса начала 80–х. В абсолютных цифрах нефть тогда стоила больше, чем сейчас, поскольку нужно еще учитывать инфляцию, а в последнее время доллар дешевеет особенно быстро. Этот нюанс следует учитывать, когда диктор по ТВ объявит об очередном нефтяном рекорде.


Другой вопрос, что для слаборазвитых государств и нынешних колебаний может быть достаточно. Основной урок, который вынес Запад в 70 — 80–е годы, — это то, что экономика должна быть экономной. В Советском Союзе об этом только говорили, а там делали. Европа пересела в малолитражки. Америка пока не пересела, но в любой момент может это сделать и решить для себя все проблемы с нефтью. В США 70 процентов нефти потребляется автомобилями. Что же касается промышленности, то на Западе всюду энергосберегающие технологии. И, как показывает история, это самый эффективный способ борьбы с нефтяной зависимостью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter