Бензин ваш, идеи наши

Экологически чистый автомобиль сделают на базе "Белджи"

Города не хотят задыхаться в смоге. Но как быть, если без транспорта невозможно, а вредные выбросы от него буквально отравляют жизнь? Проблему решает электротранспорт. Его развитие сегодня — глобальный тренд. Число электромобилей в мире в 2015 году достигло 1,26 млн, лидеры по продажам — Китай и США. Европа тоже подтягивается. По прогнозам, доля машин, которым нужна электророзетка, будет постоянно расти и к 2030 году может достигнуть 30% от объема продаж. Все больше мегаполисов выбирают для себя «чистый» транспорт: электротакси стали привычной частью пейзажа в Пекине, Мадриде, Барселоне, Дублине, Киеве, Харькове, Москве, Сочи. Есть и другой момент: КПД привычного двигателя внутреннего сгорания, сжигающего ценное углеводородное топливо, — всего 30 — 40%, а у экологически безопасного электропривода эффективность доходит до 90%! На этот путь мы уже встали. В декабре на улицах Минска появятся первые электробусы Vitovt, собранные на заводе «Белкоммунмаш». А специалисты Объединенного института машиностроения НАН Беларуси занялись разработкой первого отечественного электромобиля. Научного потенциала, которого требует эта задача, у нас достаточно. Техникой нашего недалекого будущего поинтересовалась корреспондент «СБ».

Автомобиль,  на базе которого планируется делать электротакси.

Над созданием электромобиля работают специалисты Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, который выступает одновременно и главным действующим лицом, и консолидатором усилий других участников в этом направлении. Развитие электротранспорта, эффективного и экологически безопасного, — мировой тренд. И у нас достаточно научного потенциала, чтобы ему соответствовать. Ведь только подумать: привычный двигатель внутреннего сгорания сжигает ценное углеводородное топливо, в атмосферу выбрасываются тонны вредных веществ, и при этом его КПД едва достигает 30 — 40%. А у экологически безопасного электропривода эффективность доходит до 90%!

Отечественный электрокар планируется делать на базе легкового автомобиля Geely компании «Белджи».

— Схема, когда в электромобиль превращают серийный, классический автомобиль, — самая дешевая. Почти все производители — «Фольксваген», «Ситроен», «Пежо» — пошли по этому пути: наряду с серийными авто с двигателем внутреннего сгорания у них с конвейера сходят версии и гибридные, и электрические, — вводит в курс дела гендиректор Объединенного института машиностроения, кандидат технических наук Сергей Поддубко.

Сейчас «Белджи» собирает автомобили на предприятии в Борисове, но уже строится крупный завод по их производству на площадке между Борисовом и Жодино. Отличий в дизайне у экологичной версии, которую назвали Belgee electro, не будет — ее внешний вид полностью повторит серийный вариант. Единственным опознавательным знаком станет логотип с зеленым листком. А вот «начинка» стоит того, чтобы на ней остановиться поподробнее. Конечно, структурно все электромобили в мире похожи: электродвигатель, система управления, накопитель энергии. Но у каждого производителя имеются свои ноу–хау, которые держатся в секрете. Есть они и у нас.

— Во–первых, разработаны свои алгоритмы, заложенные в систему управления. А это очень сложный узел — многоуровневый, интеллектуальный, на основе микропроцессорных систем. Во–вторых, сделан свой электропривод. И, в–третьих, в перспективе будет использоваться отечественный накопитель электроэнергии. Над этим мы работаем в сотрудничестве с НПЦ по материаловедению НАН Беларуси. Там уже создан материал на основе графенов и есть опытные образцы накопителя. Его характеристики обнадеживают. В лабораторных условиях он показал высокую эффективность при меньшей стоимости по сравнению с аналогами. Так что отечественный электромобиль будет чисто белорусским, — подчеркивает Сергей Поддубко.

Это важный момент и с точки зрения законодательства Таможенного союза, которое устанавливает конкретные условия для промышленной сборки. Согласно им уровень локализации, то есть производства компонентов для нее внутри страны, должен достигать 70%. В случае с Belgee electro на это делается акцент еще на стадии разработки.

Так выглядит силовая установка, которая обеспечивает движение электромобиля
 вместо обычного двигателя внутреннего сгорания.

Предполагается, что наш электрокар будет развивать скорость до 90 км/ч, а одной зарядки ему хватит на пробег в 150 километров. Уровень шума — низкий. Кстати, бесшумность электромобилей, которая, казалось бы, должна стать преимуществом, оказалась их проблемой. Окружающие, которые привыкли к «звучанию» машин, просто не реагируют на его движение. Поэтому шум приходится имитировать, добавлять искусственно. Из плюсов — экономия на заправке: траты на нее будут во много раз меньше, чем у владельцев бензиновых или дизельных машин. Также электромобиль гораздо проще в эксплуатации и обслуживании. Все его компоненты герметичны, не требуют трудоемкого технического обслуживания.

Но есть и два существенных минуса, в принципе тормозящих развитие электротранспорта во всех странах: неразвитая инфраструктура сети зарядных станций и высокая на сегодня стоимость.

— Пока стоимость электромобилей значительно выше обычных. Например, цена серийного Belgee — около 13 тысяч долларов, а в электроварианте — ориентировочно около 30 тысяч. Существенная разница объясняется новыми применяемыми технологиями, новыми материалами, отсутствием массового производства компонентов. Но цена быстро уменьшается. Совершенствуются накопители, удешевляются сами двигатели, — Сергей Поддубко полагает, что, когда производство выйдет на серийный уровень, стоимость будет приемлемой. — За рубежом производят электротранспорт чаще под заказ, например, городов, которые заботятся о своей экологии. Во всем мире для стимулирования развития этого вида транспорта есть налоговые преференции на уровне государства, компенсации, удешевление энергии для зарядки. У нас, к сожалению, такой практики нет, но, думаю, это дело будущего.

Пока же инициаторы в качестве перспективы по использованию отечественных электромобилей видят проект по созданию в городах электротакси. Город сам может ввести преференции для развития экологически чистого таксопарка, закупить такие автомобили и создать сеть зарядных станций. Ведь Минск уже идет по пути улучшения своей среды, например, приобрел около десяти автобусов на газомоторном топливе, они успешно эксплуатируются и выбросов в атмосферу меньше. Но чтобы говорить об электротакси предметно, сначала нужно показать сам автомобиль с хорошими характеристиками. Монтаж электромобиля начнут уже в конце этого года, а весной планируются его испытания на полигоне. Если все пойдет по плану, то к концу 2017–го его продемонстрируют публике.

Витовт готов к работе

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.

На предприятии «Белкоммунмаш» уже сделаны две модели электробуса Vitovt, которые будут работать в Минске, подзаряжаясь на конечных станциях. На городские маршруты они выйдут в декабре, а в 2017 году их будет курсировать уже 20.

Не в сети

Зарядной станцией для электромобилей может быть и обычная розетка, но все же популярность таких авто зависит и от городской «зарядной» инфраструктуры. Пока ее у нас, можно сказать, нет. Работающих станций единицы: бесплатная, принадлежащая компании E–cars в Минске, на АЗС в Ошмянах и Гомеле, на 57–м километре трассы М6... Так что путешествовать на электрокаре по Беларуси вряд ли выйдет. И это проблема. В «Белэнерго» рассматриваются разные сценарии создания такой сети. Ведь развитие электротранспорта может стать одним из способов интеграции Белорусской АЭС в баланс нашей энергосистемы. Кстати, сейчас законодательство не накладывает никаких ограничений: коммерческую зарядку может сделать любой. Однако существующие тарифы на электроэнергию и отсутствие преференций делают это невыгодным.

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 225 (25107). Среда, 23 ноября 2016
Версия для печати
Вертикаль
Для скорости 90 км.час это городской цикл. За городом это будет проблема, особенно на обгоне.
дед беларусский
И когда уже белорусские чиновники пересядут на зту марку автомобилей?Или это было очередное популистское высказывание?
пенсионер, за 60, Россия
Электромобиль красивая игрушка. В авторевю показали испытание серийных мировых моделей в условиях Москвы, осенью. Больше 30 км ни один автомобиль не прошел, т.к. вся энергия ушла на обогрев и освещение дороги электромобилем. А зарядка из розетки это очень долго. На ближайшее время более эффективное решение принял Фольцваген, это микролитражный двигатель с турбиной и компрессором. Очень высокое КПД и большой запас хода. Я, не очень опытный водитель, на Шкоде Йетти на одной заправке проезжаю по трассе почти 1000 км. Может в автомобиле использовать принцип тепловоза: электроприводы, питаемые от генератора, установленного в машине, с приводом от ДВС? Тогда и с раздаточными коробками все упростится и полный привод можно сделать без сложной трансмиссии и блокировок.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости