“Бензин кончился, летим на самолюбии”,

— любил говаривать в трудных ситуациях замечательный актер Николай Еременко-старший. Нынешним июнем ему исполнилось бы 80...

Отец и сын
“Он остался верен своим убеждениям, матери и... рыбалке”, — так афористично определил суть отца — Николая Николаевича Еременко — его сын Николай Еременко.
Однажды случилась путаница. Получив в Минске телеграмму, Николай Николаевич отправился на пробы. Оказалось, ждали сына, тоже Николая Николаевича. С той поры и появились добавления — Еременко-старший и Еременко-младший.
У обоих был общий учитель — большой советский режиссер Сергей Аполлинариевич Герасимов. Обоих хорошо знала наша бывшая страна, хотя поклонники у того и другого были разные. Старший Еременко играл революционеров, людей военной косточки, советских интеллигентов, рабочих, служащих, колхозников — как рядовых, так и руководящих лиц (для такого рода персонажей есть профессиональный термин: социальный герой). Значились в его творческой биографии и Иосип Броз Тито (“Солдаты свободы” — историческая хроника о национально-освободительной борьбе народов Восточной Европы против фашизма), и секретарь обкома Веденин — прообраз будущего генсека Брежнева (в фильме о целинной эпопее “Вкус хлеба”). Его зрителями было его поколение — те, кто прошел войну, вытащил страну из разрухи, верил в ее идеалы и великое предназначение.
Младший Еременко играл молодых романтических героев современности и прошлого. Отсчет его массовой известности можно вести со второй половины 1970-х, когда он сыграл честолюбивого, волевого Жюльена Сореля в экранизации романа Стендаля “Красное и черное”. А потом был старший механик в первом советском боевике “Пираты ХХ века”, после которого популярность актера, что называется, зашкалила.
А встретились они вместе на съемочной площадке лишь однажды, в новой социальной ситуации. В середине 1990-х Николай-младший дебютировал на “Беларусьфильме” в качестве режиссера, предложив Николаю Николаевичу- старшему сыграть в фильме “Сын за отца” — роль, близкую его тогдашнему душевному настрою. Оба играли представителей своих поколений. Старший, Александр Николаевич Красюк (так зовут героя-отца, мастера пластической хирургии), уволен из клиники за то, что высказал чиновнику все, чего тот стоит. Сын Виктор, сумевший приспособиться к рыночным отношениям, организует для отца частную клинику. Но Красюк-старший не может смириться с безнравственностью, которую принесли в жизнь города “крутые” с их представлениями о морали, и вступает в  неравную борьбу с мафиозной группой.
... Твой ангел вычеркнул тебя из Книги Бытия. Так обозначил уход человека персидский поэт Рудаки. Ангел вычеркнул обоих деятелей искусства, принадлежащих Беларуси и России (хотя и на неодинаковых условиях). Николай Еременко-младший прошел земную жизнь в полстолетия — ему исполнилось пятьдесят два года. Он пережил отца на одиннадцать месяцев и два дня. На Московском кладбище у них общая могила с памятником-аркой из темного, с зеленью гранита. По обе стороны арки — их бронзовые лица. Сейчас на могиле цветут ландыши.
Вершины
Боюсь ошибиться, так ли оно было, но, кажется, что именно так. Николай Николаевич Еременко, узнав, что Сергей Герасимов снимает фильм о судьбе человека, попавшего раненым в плен, прошедшего ад фашистких концлагерей, испытавшего горечь недоверия у себя на родине, поехал в Москву к Герасимову сам. И получил роль, которая выпадает один раз в жизни. В киноромане “Люди и звери” (1962 г.) малоизвестный актер Николай Еременко сыграл роль Алексея Павлова, которая принесла ему всесоюзную славу. В биографии героя было многое из того, что пережил сам актер: плен, концлагерь, каторжная работа, издевательства, побег, снова арестантская роба, а после победы — допросы в НКВД.
В какие-то моменты фильма, глядя на Николая Еременко, казалось, что смотришь хроникальный фильм о фашистском узнике (картины пережитого героем давались в ретроспекции, в воспоминаних Павлова, едущего в “Москвиче” к брату в Севастополь вместе с врачом Анной Андреевной и ее дочерью). Еще не все можно было говорить о том, как поступали с людьми, попавшими в фашистский плен не по своей воле. Но глубина переживаний экранного героя досказала скрываемое, обнажила людскую трагедию многих и многих советских людей, потерявших связи с близкими, а то и сгинувшими в сибирских или северных лагерях.
Актерская профессия сродни девушке на выданье. Может быть хорошая партия, а может — так себе. Кинематограф чаще использовал типажные данные Николая Еременко. И не так уж много попалось на его пути режиссеров с большой буквы. Тем не менее были такие актерские работы, перед которыми до сих пор хочется снять шляпу. К ним отношу небольшую роль в историко-революционной картине “Москва—Генуя” (1964 г.). Здесь Николай Еременко темпераментно сыграл офицера Белой гвардии Русанова, каждая физическая клетка которого, казалось, пронизана одним исступленным желанием — мстить и мстить большевикам. А вот другой человеческий тип — маньяк в военном мундире, способный к клонированию (сколько их — четыре, пять?). Его сладострастная, зловещая улыбка, его глаза, жаждущие оглядеть мир властителем — это высший актерский пилотаж. Имею в виду блестящую работу Николая Еременко в фильме Валерия Рубинчика “Отступник” (1987 г.), которую, к сожалению, мало кто знает.
Так получилось, что мне не довелось видеть лучшие театральные работы Николая Еременко в Национальном академическом театре им.Янки Купалы, которому он отдал сорок лет творческой жизни. В частности, в сатирическом спектакле “Мудромер” (в нем за исполнение роли Министра согласований он получил Государственную премию Республики Беларусь). Но по сей день помню восхищенные оценки в минской театральной среде, когда Николай Еременко сыграл сэра Джона в спектакле “Костюмер” в постановке Николая Пинигина. Приведу краткий фрагмент из рецензии одного из наших театроведов Татьяны Орловой: “Подчинившись режиссеру, Николай Еременко создает образ сильного и слабого человека, самодура и ребенка, короля и шута одновременно. Не боясь быть некрасивым, неэстетичным в королевской мантии, накинутой на нижнее белье, его герой то погружается в маразматический бред, то с предсмертной ясностью заглядывает в души своих близких, и думаешь — сколько замечательных, характерных ролей не сыграл этот артист! Мимо него чуть не прошел корабль театральной классики, и радуешься, что вот наконец-то можно поздравить артиста с серьезным творческим достижением”.
Фраза “мимо него чуть не прошел корабль” — это вот о чем. Роль сэра Джона предназначалась для Донатаса Баниониса, поскольку Николай Пинигин готовил спектакль в Литве, в Паневежисском театре. Там не получилось, и постановка осуществилась в Минске, на Купаловской сцене. Улыбка Фортуны? Воздание недоданного актеру больших возможностей? Кто знает...
Я видела его в последней роли в Театре-студии киноактера в спектакле “Милый лжец”. Он сыграл Бернарда Шоу, а его партнершей в роли актрисы Патрик Кемпбел была жена, народная артистка Беларуси Галина Орлова. Пьеса хорошая, и самоотдача обоих была предельной. Ответственность перед зрителем за каждый выход на сценическую площадку — черта, характеризующая семью Еременко—Орловой и свойственная далеко не всем служителям Мельпомены, особенно в наше прагматическое время.

Слово к другу
“Мой самый дорогой человек! В июне у тебя юбилей. И как положено в дни юбилея, тебе припомнят все твои “вехи”, твои заслуги: то, что ты участник Великой Отечественной войны, орденоносец, лауреат Государственной премии республики, народный артист СССР, видный общественный деятель, президент Белорусской конфедерации творческих союзов и культурных фондов. А теперь еще и председатель Совета президентского фонда материальной помощи молодым талантам. Много ты услышишь добрых, искренних слов о себе как Человеке и Артисте, и все они будут справедливы.
А от себя я хочу сказать следующее: ты счастливый человек, Микола! Ты счастлив тем, что всегда был нужен людям! Телефон в нашей квартире звонит с утра до позднего вечера. Редакции газет, журналов, белорусских и российских, просят тебя написать статью, дать интервью. Благодаря кино и телевидению ты известен и популярен далеко за пределами нашей суверенной Беларуси, и твое слово вызывает иногда широкий резонанс. Тебе пишут, звонят, на улице подходят незнакомые люди, молча пожимают твою руку и молча уходят, чему я не раз была свидетельницей (...)
Мы с тобой трудно начинали нашу жизнь, так трудно, что, когда я иногда вспоминаю то время, удивляюсь, как мы все это могли пережить (...)
Ты любишь свой дом. Тебе в нем спокойно, уютно, надежно. Здесь ценят хорошую шутку, юмор. Прекрасно, когда смех в доме не редкий гость.
У тебя красивый, талантливый сын, который тоже любит этот дом и часто его навещает.
В день твоего юбилея я тебе желаю, как и всегда желала, главного — здоровья. Ты все так же красив, элегантен. А главное — ты все так же нужен людям. Звонит телефон.
Жизнь продолжается.”.
Читатель догадался: эти итоги, сформулированные в простых и искренних словах, подведены женой Николая Николаевича, Галиной Александровной. Было это в 1996-м, в год семидесятилетия мужа, которое праздновали его родные, сослуживцы, общественные, политические деятели и поклонники в театре им. Янки Купалы (строки эти опубликованы в книге “Три я”, написанной журналистом Леонидом Екелем вместе с Галиной Орловой).
Думаю, что нам, зрителям, оставлен документ в эпистолярном жанре, аккумулирующий если не все в биографии Николая Еременко, то немалое. В этом документе — скромность и правда.
P.S. Я не отважилась бы писать эти маленькие главки к 80-летию актера, поскольку, как уже упоминала выше, слабо знаю его театральные роли. Но вот уже сорок лет ощущаю журналистский должок. В 1964 году я написала рецензию на фильм “Люди и звери”, в котором Николай Еременко-Павлов буквально взорвал меня — и в эмоциональном плане, и как человека, раздумывающего о своем времени. Тот материал главный редактор “Лiтаратуры i мастацтва” снял уже с полосы — оказалось, что тему бывших советских военнопленных лучше не трогать. В середине 1970-х мы с тележурналисткой Ириной Заяц сделали на Белорусском ТВ передачу о Николае Еременко-старшем (в ней участвовал и Ерменко-младший, за интервью с которым поехали в Москву, на киностудию им. Горького — как раз он снимался в роли Жюльена Сореля в фильме “Красное и черное”).
И все равно неисполненное оставалось в каком-то из уголков души. Так что, пусть и с запозданием, отдаю маленький долг Актеру, за киноролями которого следила. Радовалась, когда он встречался с хорошим режиссером, раскрывавшим глубинные возможности такого неординарного, пытливого артиста.
Ну, а жизнелюбивая фраза “Бензин кончился, летим на самолюбии” — одно из любимых изречений юбиляра, заимствованное у летчика-аса Валерия Чкалова. Она сродни каверинскому девизу, по которому жили все сверстники его поколения: бороться и искать, найти и не сдаваться.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter