«Белый танец» мастеров искусств

Кто, где, с кем и за сколько гастролирует нынче по миру
Кто, где, с кем и за сколько гастролирует нынче по миру

У мастеров искусств в летние месяцы своя страда. Степень ее успешности зависит от множества факторов: раскрученности брэнда коллектива или имени, внутреннего чутья, знания изменчивых тенденций рынка высокого искусства и, конечно же, удачи...

Белорусская опера у стен немецких замков

Полноценные и изысканные — в чем изыск, станет ясно ниже — гастроли в Германии Национального академического театра оперы не дают спать спокойно многим творческим коллективам. И правильно. Театр принял участие в грандиозном фестивале «Open Аir», который проводился на открытых площадках возле исторических мест, зданий старинных замков и городских ратуш Германии. Мы, кстати, тоже пытаемся освоить эту старую европейскую традицию: музыкальный театр под открытым небом. В начале лета у стен Мирского замка Общенациональное телевидение снимало концерт «Ночь оперы в Мирском замке». Получилось действительно эффектно.

А немецкому зрителю были представлены оперы «Кармен», «Набукко», «Кармина Бурана». В рамках этого же гастрольного тура состоялся единственный показ спектакля «Кармен» в Тунисе, где театр побывал впервые.

У нашего оперного есть свой традиционный партнер — это импресарио летнего фестиваля «Open Air» дирижер Вильгельм Кайтель.

Тем не менее всем театралам памятен скандал, связанный с тем, что коллектив оперного выступал однажды в Германии фактически под брэндом чужого творческого коллектива. Потому на первый взгляд абсурдный вопрос, значится ли театр в афише под своим именем, вполне резонен.

По словам директора театра Галины Вагнер, в этом году специально для гастролей немецкая сторона отпечатала рекламные афиши каждого белорусского спектакля в отдельности с аннотацией. Выпущены буклеты с подробной информацией о солистах и хормейстере. Во всех афишах коллектив значится исключительно как белорусский театр.

По сложившейся практике все участники гастролей едут в Германию, рассчитывая на весьма приемлемые суточные, сумма которых является коммерческой тайной. Принимающая сторона оплатила нашему театру проезд, транзитный ночлег в Польше, проживание во всех гостиницах «три звезды» в Германии, чартерный перелет коллектива в Тунис, проживание в Тунисе в пятизвездочном отеле на берегу моря, транспортировку всех декораций. Кроме этого, за каждый спектакль на расчетный счет театра переводились деньги с общепринятой в цивилизованных театральных контрактах формулировкой «в качестве компенсации за использование имени и репертуара театра».

Настоящая внучка своего дедушки

Белорусская живопись сегодня востребована на европейском рынке. У истоков этой маленькой, но очень важной для белорусского изобразительного искусства культурной революции стояла и художница Зоя Луцевич, впервые появившаяся на минской выставке в 18 лет. Теперь ее картины выставляются не только в Беларуси, но и в России, Германии, Болгарии, Австрии, США, Прибалтике. Ее полотна есть в частных коллекциях. Кстати, дедушка Зои, знаменитый художник Сергей Петрович Катков, еще до войны стоял у истоков белорусской школы живописи.

Недавно Луцевич вернулась из Германии, где участвовала в выставке белорусской живописи и графики вместе с группой белорусских художников, в которую вошли известные Андрей Басалыга, Ольга Никишина, Константин Селиханов, Татьяна Радзивилко, Николай Бущик, Марта Шматова и Дмитрий Зенкович. Выставка проходила в Баварии. По словам художницы — неспешно и обстоятельно, собрала великолепную критику.

А международный пленэр в Болгарии, собравший более 30 художников со всего мира, закончился для Зои Луцевич вообще чрезвычайно приятно. Она получила там премию за серию графических работ и за несколько живописных полотен, объединенных в проекте «Все, что вы хотели узнать об арбузах, но боялись спросить».

Как правило, проезд до места вернисажа художники оплачивают сами. Питание–проживание берет на себя принимающая сторона. Средняя цена холста более–менее известного художника на белорусском рынке около 1.000 долларов. В Европе, как правило, он продается уже по другой цене. Иногда она превышает начальную в 10 — 20 раз.

Полюбите пианистов!

География гастролей молодых белорусских музыкантов, которые сейчас находятся за рубежом, чрезвычайно обширна. Гордость отечественной исполнительской школы пианист Андрей Поночевный, лауреат конкурса имени Уильяма Кейпелла (Вашингтон, 1998 г.) и обладатель третьей премии конкурса имени Чайковского (Москва, 2002 г.), сейчас стажируется в США, как и его коллега и тоже наша гордость — лауреат международного конкурса им. С.Прокофьева Юрий Блинов. Лауреаты международных конкурсов пианисты Сергей Смирнов и Алексей Петров проходят мастер–классы в Голландии и Германии. Александр Поляков недавно вернулся с гастролей в Лилле и Париже.

Гонорары молодых пианистов, по мнению профессора Юрия Гильдюка, несравнимы с гонорарами раскрученных поп–звезд. В Беларуси в среднем это 100 долларов за выступление. Хотя маститые пианисты могут получить и 3 — 4 тысячи за концерт. «Но подумайте: гонорар всемирно известного тенора Хворостовского несравним с тем, что в свое время платили Шаляпину, — говорит Юрий Николаевич. — Но он все равно меньше, чем у Баскова! Я понимаю, что все в мире относительно. Гонорар зависит от моды, от тенденций. Но, на мой взгляд, оплата труда классических музыкантов пока явно в загоне».

Напомним, что в декабре в Минске пройдет международный конкурс пианистов «Минск–2005». Прислано уже 58 заявок. Кроме званий лауреатов, обладатели трех призовых мест конкурса получат 3.000, 2.000 и 1.000 евро соответственно. Участникам финального тура выплатят по 500 евро. Как говорится, деньги деньгами, а талант, если Бог не дал, не приложится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter