«Белым» по «серому»

Россияне  и  белорусы  оценивают  рынок  мобильных  аппаратов  разными  методами

Россияне  и  белорусы  оценивают  рынок  мобильных  аппаратов  разными  методами

По данным   исследования аналитической компании «Gartner», за первый квартал 2008 года продажи мобильных телефонов в Европе упали на 16 %. Первый за семь лет спад аналитики объясняют опасениями европейцев по поводу состояния экономики. Впрочем, нас эти тенденции касаются в меньшей степени — в отличие от Европы, на развивающихся рынках, в том числе и в Беларуси, спрос на мобильные телефоны растет стабильно. Единственный неприятный момент — каким именно образом этот спрос подкрепляется предложением.

Ситуация с «белыми» мобильниками, еще 2—3 года назад уверенно теснившими «серую» зону, после позапрошлогоднего решения Государственного таможенного комитета об обязательной маркировке всех аппаратов, поставляемых в Беларусь, вернулась на круги своя. По оценкам специалистов, 90 % всей мобильной техники, которая реализуется в республике, попадает к нам незаконно и только 10 % сотовых телефонов прошли все процедуры таможенной очистки. Справедливости ради стоит сказать, что поставки «белых» телефонов последние два года увеличиваются, но, как отмечают продавцы, на фоне роста рынка пропорция «света» и «сумрака» продолжает сохраняться.

Серьезно изменилась за последние несколько лет лишь география поставок нелегально ввезенных телефонов. Если еще совсем недавно большинство аппаратов поступало к нам через страны Западной Европы, то в прошлом году львиная доля мобильников ввезена через восточную границу. В России, где «серая» зона давно уже сжалась до размеров 20 %, Беларусь стали воспринимать как универсальную торговую площадку, куда можно «сливать» все, что не удается продать на своем внутреннем рынке. Время показало, что даже наклейка контрольных марок не смогла остановить вал телефонного «серого» импорта — перекрыть каналы продаж нелегально ввезенных аппаратов для контролирующих органов оказалось задачей весьма сложной. По оценкам ресурса «Kosht.com», не менее 60 % мобильников реализуются индивидуальными предпринимателями через Интернет-магазины. По сообщениям ГТК, за последний год вместе с ростом физических объемов «белых» поставок после введения контрольных марок произошло падение выручки от реализации ввезенных моделей. «Косвенно это говорит о том, что все официальные поставщики перешли на массовую торговлю телефонами низшего ценового уровня, — поясняет эксперт белорусского рынка сотовой телефонии Виктор Дашкевич. — Основная масса потребителей моделей средней и высшей ценовых категорий сегодня предпочитает приобретать их напрямую в России или в Украине».

Впрочем, практически полная зависимость отечественного рынка сотовых аппаратов от российского в ближайшей перспективе, похоже, сыграет в Беларуси с сегментом «белых» телефонов еще одну злую шутку. Отмена с середины июня 2008 года в России таможенных пошлин на мобильники, смартфоны и коммуникаторы сроком на 9 месяцев может существенно потеснить позиции легальных продавцов этого оборудования в нашей стране. Ведь разница в цене на аналогичные модели у нас и в России в ближайшей перспективе еще более увеличится. По оценкам компании «Евросеть», в течение 2 месяцев после решения российского правительства местные участники рынка снизят цены примерно на 5 %, чему поспособствует высокая конкурентная среда в отрасли. Это значит, что белорусским легальным продавцам  даже рассчитывать нечего на то, что ценовая конкуренция с нелегальными поставщиками будет складываться в их пользу.

Сами россияне с оптимизмом воспринимают нововведения. По оценкам «Евросети», при отмене в 2008 году таможенных пошлин на группу цифровых устройств (мобильные телефоны, коммуникаторы, смартфоны, MP3-плееры, карты памяти, объем рынка которых в прошлом году превысил 190 млрд. российских рублей) поступления в госбюджет от НДС в 2009 году будут выше примерно на 1,5 млрд. рублей. Соглашаются с этим и сотовые компании. Как прокомментировал  на пресс-конференции в Минске вице-президент российского  ОАО «МТС» и  директор бизнес-единицы «МТС. Зарубежные дочерние компании» Олег Распопов, действия российских властей ему представляются очень разумными, поскольку они работают сразу в двух направлениях: борются с «серыми» поставками административными мерами и упрощают ввоз телефонов. «Рано или поздно доля «серых» телефонов на российском рынке будет сведена если не к нулю, то к десятым долям процента. В конечном итоге на НДС государство заработает гораздо больше, чем на таможенных пошлинах. Этот опыт в перспективе мог бы оказаться полезен и для наших соседей», — пояснил он. Предыдущий российский опыт таможенного регулирования цен на цифровую технику действительно оказался вполне удачным — отмена осенью 2007 года пошлин на цифровые фотоаппараты и флеш-карты привела к увеличению в разы количества официально  импортируемых товаров и снижению розничных цен. При этом потери бюджета от снижения ставки пошлины были компенсированы возросшими поступлениями НДС.

Впрочем, в Беларуси идут несколько другим путем. Весьма экстравагантный способ решения проблемы «серого» рынка мобильной телефонии предложила Генеральная прокуратура. Практически любой более-менее опытный абонент сотовой связи хорошо знает, что мобильный телефон в сети регистрируется по нескольким параметрам, одним из которых является 15-значный уникальный идентификационный номер (IMEI). Выяснив, что каждая шестая кража в республике — это кража мобильного телефона и нового владельца украденного аппарата легко найти при технической помощи сотовых компаний, специалисты Генпрокуратуры  выступили с предложением отключать от сотовой связи  телефоны, которые сменили своих владельцев незаконно. «Мысль вполне логичная, во многих странах мира давно созданы базы номеров IMEI криминальных телефонов, и ни один уважающий себя оператор сотовой связи не возьмет такой телефон на обслуживание. И даже  более того, при появлении в сети телефона с номером из базы добропорядочный оператор самостоятельно уведомит о таком факте соответствующие органы. Но если бы инициатива Генпрокуратуры касалась именно этой части вопроса, то и возражения такой постановке найти было бы очень сложно», — поясняет Виктор Дашкевич.

Генпрокуратура решила не мелочиться в вопросе контроля IMEI сотовых телефонов, а параллельно предложила вывести из оборота операторов сотовой связи сразу все телефоны, номера которых отсутствуют в базе ГТК. Сотовые операторы пошли навстречу прокуратуре. С 1 июля 2008 года в контракты, которые будут заключаться с новыми абонентами, введен новый пункт, предупреждающий об ответственности в случае использования телефонного аппарата с измененным IMEI либо телефонного аппарата, идентификационный номер которого внесен в базу похищенных либо нелегально ввезенных в республику. В связи с этим сотовые компании недвусмысленно рекомендуют своим абонентам приобретать и ремонтировать телефоны исключительно в авторизированных сервисных центрах и организациях, имеющих соответствующие лицензии. Может быть, это отчасти и исключит вероятность пользования украденными мобильниками.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter