Белым по черному

Дорожную разметку чаще всего мешают наносить неправильно припаркованные автомобили и вороватые пешеходы Сезон обновления дорожной разметки почти завершен. Сплошные и прерывистые линии снова стали ярко-белыми почти на всех улицах Минска. Порой, глядя на аккуратно разлинеенную проезжую часть, задаешься детскими вопросами: почему полосы ровные, откуда машина знает, где рисовать пунктир, а где две параллельные, сколько нужно краски на одну улицу?.. Об этом и многом другом корреспондент «Р» узнала, «покрасив» участок дороги с бригадой КУП «Специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Мингорисполкома». Вместе с бригадиром Владимиром Емельяненковым, машинистами-операторами Юрием Баранковым и Павлом Довнаром мы размечаем улицу Саперов. Движение не перекрывается, работа идет в пик трафика. Денек знойный, градусов 30. — В жару работать сложно, — говорит бригадир, садясь в водительское кресло. — Сейчас будем делать осевую. Сзади на подножке — его напарники. Владимир управляет машиной и процессом покраски, Юрий и Павел — главные по фишкам: они расставляют и собирают бело-оранжевые конусы, защищающие свежую разметку от автомобильных колес. Через 15—20 минут краска высохнет, и их можно убирать. Впрочем, не успела машина нарисовать «двадцатку» — так специалисты называют сплошную двадцатиметровую полосу на подходе к перекрестку — и расставить фишки, как одну из них уже сбил автомобиль. — Обычное дело, — пожимают плечами ребята. — Водители могут и нас не заметить. Хоть и крайне редко, но, бывало, ездили даже по ногам... На снимке: бригадир водитель Владимир ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ. Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ.

Дорожную разметку чаще всего мешают наносить неправильно припаркованные автомобили и вороватые пешеходы

Сезон обновления дорожной разметки почти завершен. Сплошные и прерывистые линии снова стали ярко-белыми почти на всех улицах Минска. Порой, глядя на аккуратно разлинеенную проезжую часть, задаешься детскими вопросами: почему полосы ровные, откуда машина знает, где рисовать пунктир, а где две параллельные, сколько нужно краски на одну улицу?.. Об этом и многом другом корреспондент «Р» узнала, «покрасив» участок дороги с бригадой КУП «Специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Мингорисполкома».

Вместе с бригадиром Владимиром Емельяненковым, машинистами-операторами Юрием Баранковым и Павлом Довнаром мы размечаем улицу Саперов. Движение не перекрывается, работа идет в пик трафика. Денек знойный, градусов 30.

— В жару работать сложно, — говорит бригадир, садясь в водительское кресло. — Сейчас будем делать осевую.

Сзади на подножке — его напарники. Владимир управляет машиной и процессом покраски, Юрий и Павел — главные по фишкам: они расставляют и собирают бело-оранжевые конусы, защищающие свежую разметку от автомобильных колес. Через 15—20 минут краска высохнет, и их можно убирать.

Впрочем, не успела машина нарисовать «двадцатку» — так специалисты называют сплошную двадцатиметровую полосу на подходе к перекрестку — и расставить фишки, как одну из них уже сбил автомобиль.

— Обычное дело, — пожимают плечами ребята. — Водители могут и нас не заметить. Хоть и крайне редко, но, бывало, ездили даже по ногам.

Основная причина невнимательности, заметили дорожные чертежники, сотовые телефоны: водители болтают за рулем, вовремя не замечают, что идет разметка.

— В том году нас подбили на перекрестке — стоящих, с мигалками, знаками. Неприятное было ДТП, — вспоминает Владимир.

Хромает и культура водителей: могут, не стесняясь, развернуться по свежей краске. Специалисты за свое дело переживают, но как бороться с несознательностью тех, кто за рулем? Нередко ребята получают упреки в свой адрес: мол, почему по ночам не работаете, когда движение не такое интенсивное? Работают. И ночью, и по выходным. Однако с безопасностью в ночное время есть проблемы: встречаются и пьяные, и лихачи. Еще один минус — роса. Дело в том, что краску можно наносить только на сухой асфальт. Именно поэтому в дождь или туман машину дорожной разметки на улицах города не увидишь. Минимальная температура, при которой можно выезжать на такие работы, — 15 градусов тепла. Сильная жара тоже плохо: асфальт выделяет пары, и краска дольше сохнет.

Наблюдаю, как машина размечает очередной участок: за минуту на Т-образном перекрестке, напротив выезда с заправки, одновременно появляются две линии — сплошная и параллельная ей прерывистая, показывающая, что возможен поворот налево.

Разметка наносится по проекту, согласованному с ГАИ. Все расстояния и пробелы заложены в программе, пистолетами с краской управляет автоматика. Если видна старая разметка, можно перейти и на ручное управление. Там, где она уже стерлась, сначала методом трассировки ставятся предварительные метки, а потом водитель рисует новые линии, ориентируясь по мушке. Косо полоса может пойти только из-за неровностей на асфальте или выдавленной троллейбусами колеи.

— Или если кто-то из встречных не уступил дорогу. Хочешь не хочешь, приходится уворачиваться, — то ли шутя, то ли серьезно говорит Владимир.

Размечать заезды на путепроводы и мосты, участки с круговым движением ничуть не сложнее, когда это входит в привычку.

— По телевидению в прошлом году сюжет показывали, как мы «рисовали» площадь Бангалор. Так кто-то прокомментировал, что только умалишенные могут это делать при таком движении. Однако «рисуем», даже по пятницам, — улыбается Владимир.

Иногда на самых оживленных улицах ГАИ перекрывает движение. Но большой трафик не единственная сложность для художников по асфальту. Где-то невозможно выполнять работу из-за припаркованных машин. Выходов два: приехать в другой день или вызвать эвакуатор.

Средняя скорость движения машины дорожной разметки — 5 км/ч. Особо сложные линии, такие как пунктир, обозначающий направления движения на перекрестке, наносят медленнее, со скоростью 3,5 км/ч. Работу выполняют в несколько подходов, чтобы не создавать пробки.

В этом сезоне специалисты СМЭП Мингорисполкома уже разметили около 60 тысяч квадратных метров асфальта, это почти все улицы города. На каждый «квадрат» — это, к примеру, пять метров двойной сплошной полосы — расходуется 900 граммов краски, гарантия на которую — полгода. За один рабочий день успевают «покрасить» три таких улицы, как Саперов. К слову, поперечная разметка — пешеходные переходы, стоп-линии, шашки, желтые полосы на «спящих полицейских» — вотчина других бригад, она наносится вручную.

Простым труд дорожных рабочих не назовешь: постоянный шум, машины, запах краски. Да и целый день нагибаться, стоя на под-ножке, чтобы ставить и собирать фишки, — та еще гимнастика. Фишки, кстати, самый что ни есть расходный материал. Что машины наезжают, понятно. Но есть и другая проблема. Фишек хватает на всю улицу, и пока машина красит в одном ее конце, в другом ушлые граждане прибирают симпатичные конусы к рукам: на парковку, потренироваться на площадке, просто занести в гараж.

— Прошлый сезон начал со ста двадцатью, закончил с восьмьюдесятью, — вспоминает Владимир. — Красил улицу Некрасова — за день десять штук уворовали! Еду как-то, фишки собираю, а впереди человек переходит улицу. Взял одну, я ему бибикаю, а он — во двор с этой фишкой. Но чаще бывает так: водитель прямо из авто руку высунул, хвать — и поехал.

На снимке: нанесение дорожной разметки на улице Саперов.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter