«Белые» Сочи в мечтах и сомнениях

Комиссия МОК присмотрелась и уехала думать Оценочная комиссия Международного олимпийского комитета завершила работу в Сочи. Белые олимпиады в России не проводились, хотя по достижениям в зимних видах спорта наша страна считается сверхдержавой. Если в Сочи Олимпиада все-таки состоится, объем финансирования города составит 313,9 миллиарда рублей, из которых федеральный бюджет выделит 196 миллиардов. Таким образом, в России наконец-таки появится первый центр по всем зимним олимпийским видам, на базе которого сборная страны сможет подготовить не одно поколение будущих олимпийцев.

Но пока все это мечты и фантазии. А реальность такова, что самый главный олимпийский объект – горнолыжный курорт Красная поляна – закрывают за несколько недель до приезда «моковцев».
Подъемник, принадлежащий ООО «Альпика-Сервис», остановили по решению суда, утвердившего результаты санитарных, экологических и пожарных проверок. А если отключают «канатку», то и курорт автоматически вымирает. Гендиректор «Альпика-Сервис» Петр Федин тогда объяснил действие властей желанием обанкротить компанию в интересах конкурентов, близких к руководству Краснодарского края. Ситуацию усугубили два обстоятельства: Владимир Путин с интересом следил за конфликтом из окна своей сочинской резиденции, и 20 февраля приезжала комиссия МОК. Поэтому скандал был подавлен быстро и жестко.
Подъемник заработал, а глава МЭРТа Герман Греф сообщил, что если частный инвестор не устранит неполадки, «мы сделаем это за него». Кстати, сам министр приехал с контрольной ревизией за несколько дней до приезда комиссии МОК. Торжественная репетиция в только что отстроенном аэропорту Сочи, который еще не принимает регулярные рейсы, зато уже принял своего первого министра, прошла на загляденье – казачий хор и ребятня в разноцветных манишках с надписями Сочи-2014 произвели на главу МЭРТа неизгладимое впечатление. Г.Греф принялся звонить президенту Олимпийского комитета России Леониду Тягачеву:
– Меня встречали дети в аэропорту в олимпийских курточках: синие еще ничего, а вот зеленые совсем мрачновато смотрятся. Надо повеселее!
Таких мелких недостатков Герман Греф  насчитал десятки и к концу дня немного приуныл. Да и как тут не приуныть, когда при осмотре очередного объекта министр видел перед собой временный павильон с недостроенными ступеньками и кучами грязи вокруг.
Состояние дорог Грефа просто «убило». «Так дороги строят только варвары! Если мы так убираем дороги, значит, мы и все остальное так делаем, – возмущался Греф. – Очистите дороги от снега, уберите сломанные  деревья, у вас есть на это два дня!» – распорядился министр. За два дня муниципальные службы «вылизали» все федеральные магистрали. Ветхие домики и вещевой рынок на пути следования автобуса с членами МОК прикрыли щитами с лозунгом «Вместе мы победим!». Всех госслужащих отправили в отпуск, а чтобы те не вздумали всей толпой поехать покататься на Красную поляну, там закрыли большинство заправок. В общем, подготовились!
Россияне представили экспертам МОК 17 рекламных позиций, рассказывающих о спортивных сооружениях, олимпийских деревнях, окружающей среде, системе транспорта, условиях размещения спортсменов, чиновников, журналистов. А что комиссия? Делегаты были  сдержанны в своих оценках. Они долго не понимали, зачем России такой дорогостоящий проект.
«Наши», как могли, объяснили им, что после распада СССР местным спортсменам по зимним видам спорта попросту негде тренироваться. У нас до сих пор нет ни трамплинов, ни санно-бобслейных трасс, ни много чего еще, поэтому подготовка по большей части идет за рубежом. Члены комиссии сомневались. Прежде всего в окупаемости проекта, и поэтому главное подозрение они вполне определенно изложили на заключительной пресс-конференции.
Оказалось, моковцы элементарно боятся, что мы не успеем. Ведь до сих пор в Сочи нет практически ничего. Все будущие объекты Игр существуют только в планах и на бумаге. А вот что касается естественных преимуществ над остальными конкурентами, то здесь Сочи на голову впереди и корейского Пьончанга, и швейцарского Зальцбурга.
История проведения Игр до сих пор не знала случаев, когда максимальное расстояние между горными объектами не превышало 14 километров. На Красной поляне с одной точки можно будет одновременно наблюдать за соревнованиями биатлонистов и лыжников. Условия в Сочи уникальны для зимней Олимпиады: из зеленого города всего за час неспешной езды попадаешь в зиму. А такого снега, как на Красной поляне, нет больше нигде. За фирменным «сочинским скольжением» приезжают экстремальщики со всего мира.
На итоговой пресс-конференции, посвященной визиту оценочной комиссии МОК, ее председатель Чихару Игайа на вопрос корейского журналиста «Что вас поразило в Сочи?» ответил: прекрасный пейзаж, Черное море и восхитительно красивые горы. Впрочем, «естественными преимуществами» Россия всегда была богата, а вот распоряжалась ими зачастую не разумно. Поэтому, чтобы доказать, что слова не расходятся с делом, в Сочи прилетел сам президент Владимир Путин. Это придало особый вес заявке Сочи.
Ведь в новейшей истории есть примеры, когда поддержка лидера страны решала судьбу места проведения Олимпиады. Так, в 2005 году премьер-министр Тони Блэр прилетел в Сингапур, где выбирали столицу летней Олимпиады 2012 года, чтобы лично поддержать свой Лондон. Его вклад в решение МОК о выборе города для игр 2012 года оказался решающим – Лондон победил у своего главного конкурента Парижа, который ходил до визита Блэра в явных фаворитах.
На встрече с членами оценочной комиссии МОК, которая состоялась в павильоне переговоров санатория «Русь», Путин вновь подтвердил, что курорт Сочи построят для россиян при любых обстоятельствах. «Мы будем развивать этот горнолыжный курорт вне зависимости от того, будет здесь Олимпиада или не будет», – заявил президент, подчеркнув, что у российских граждан мест отдыха очень мало, а Сочи – это «уникальный вариант, уникальное место, потому что здесь сочетаются и море, и эти замечательные горы».
Делегаты МОК покинули Сочи в еще  больших раздумьях, чем  до приезда. Ведь до Сочи они посетили Корею, где обстановка еще более виртуальная, чем у нас – в Пьончанге пока все на бумаге. Правда, моковцам еще осталось посетить вполне благополучный Зальцбург, но уже сейчас ясно, что австрийцы не станут вбухивать в Олимпиаду и трети суммы, которую пообещали русские. Тем более что Австрия в 2008 году будет проводить совместно со Швейцарией другое масштабное мероприятие – чемпионат Европы по футболу. Тут лишним миллиардам взяться неоткуда.
Зато Зальцбург – это гарантия качества и надежности. И там никогда не погаснет в самый неожиданный момент свет, как 24 февраля в городе Сочи, а еще через два дня не случится новой аварии на газопроводе, в результате которой без тепла остались десятки тысяч жителей Черноморского побережья от Дагомыса до Адлера. Случись это несколькими днями раньше, Олимпиада в городе закончилась бы, так и не начавшись.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter