"Белые пятна"

в маршруте поискового батальона У солдат этой воинской части нет оружия.
в маршруте поискового батальона

У солдат этой воинской части нет оружия. Их "боекомплект" - кирка, лопата, миноискатель. А еще марлевые повязки и резиновые перчатки. Военнослужащих поискового батальона не учат воевать - они ищут останки погибших во время войны.

По дороге в полевой лагерь первой роты командир батальона Игорь Костюченко рассказал мне о трагедии 60-летней давности. В 1941 - 1942 годах на поле возле поселка Красное близ Молодечно немцы устроили концлагерь. А потом его ликвидировали, а заключенным предложили пойти в полицию. Тех, кто отказался стать предателем, расстреляли. После войны на этом месте посадили лес. И теперь только старожилы поселка знают, что под кронами его деревьев похоронено более 1.000 человек. Они и рассказали поисковикам о неизвестной "братской могиле".

Полевой лагерь удивил тишиной и безлюдностью.

- Все сейчас на раскопках, - пояснил дежурный по лагерю лейтенант Сергей Чебышев, заметив мое удивление. - Не хотите посмотреть сами? Узнаете настоящую историю - ту, о которой ни в одной книге не написано.

Раскопки оказались рядом. В глубине редкого леса, всего в каких-то нескольких десятках метров от шоссе, ребята в черных комбинезонах и резиновых перчатках копали шурфы. Возле одного из них высокий парень методично проверял миноискателем каждую порцию песка, которую поднимали на поверхность. Небольшая территория раскопок была обозначена натянутой между соснами веревкой.

Однако вряд ли на мемориальной плите новой братской могилы появятся фамилии. Погибшие в ту войну люди, как правило, остаются безымянными. С 1995 по 2001 годы военнослужащие батальона нашли захоронения 8.747 человек. И только 86 имен им удалось установить в результате раскопок. Еще 1.870 - по материалам архивов.

Только в первый год войны советским солдатам выдавали эбонитовые пеналы с вложенными внутрь листками, на которых были написаны их данные. А еще у наших солдат был странный предрассудок: коль надел "смертный" медальон - значит, тебя непременно вскоре убьют. Поэтому многие отказывались их носить или тайком выбрасывали. Военнослужащие роты частенько находили медальоны, но... никаких останков рядом не обнаруживали.

Только на первый взгляд работа поисковиков окружена романтическим ореолом. На самом деле это тяжелый кропотливый труд. Чтобы отыскать всего одну могилу под Красным, ребята выкопали 10 шурфов. А с 1995 по 2001 годы военнослужащие батальона вручную перелопатили почти 42 тысячи кубометров грунта! Техника при раскопках не помощник еще и потому, что часто попадаются старые боеприпасы.

- В прошлом году был случай: солдат копал и на поверхность вместе с землей выбросил гранату, - говорит Сергей Чебышев. - Такие находки - всегда большой риск, потому что никогда не знаешь, в каком они состоянии.

Потому и солдат на службу в батальон отбирают только по конкурсу: вдумчивых, внимательных. Командиры взводов и рот сами просматривают в военкомате личные дела новобранцев. Стараются взять в часть парней с хорошим образованием - хотя бы со средним специальным. Ведь поисковикам придется много общаться с информаторами.

Зимой ребята сдают зачет по работе со взрывчатыми веществами, по разминированию, учатся раскапывать останки. А с мая по октябрь занимаются раскопками. И хотя подолгу жить в лесу психологически тяжело, особенно когда приходится копать впустую, все солдаты роты в один голос заявили, что работу поисковиков на службу в "обыкновенных" частях ни за что не променяли бы.

Эти парни понимают, что война не окончена, пока не похоронен ее последний погибший солдат. Но... Недавно батальон попал под общий приказ о сокращении в Вооруженных Силах. Из трех рот в нем осталось всего две, и их передислоцировали в Минск. А ведь поисковикам работы хватит еще на много лет. В Брестской области, например, раскопки еще практически не велись. Да и на территории бывшего концлагеря Тростенец под Минском, где сейчас работают поисковики, работы хватит еще не на один месяц...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter