Как небывалый урожай грибов повлиял на экспорт

Белые начинают и выигрывают

В последние две недели все только и говорят о грибах: на работе, дома, в транспорте. И кто бы ни отправился в лес, с пустыми руками оттуда не возвращается — минимум по два-три ведра приносит. Иногда одних только боровиков. Любители «тихой охоты» в эйфории собирают все больше и больше, тем более что погода для грибов — лучше не придумаешь. Но съесть самим такое количество деликатесов нереально. И люди несут свои корзины, рюкзаки и ведра в пункты приема. Куда эти дары леса отправляются дальше, а также как обильный урожай грибов повлиял на рынок и цены, выяснили корреспонденты «Р».



И себе, и людям

Самый крупный заготовитель грибов у нас в стране — это Белкоопсоюз. В пунктах приема там берут почти все: лисички, белые грибы, подосиновики, подберезовики, маслята, опята, грузди и другие. На 19 сентября потребительская кооперация закупила у населения 110 тонн грибов. Дары леса 650 штатных и еще тысяча сезонных заготовителей принимают каждый день.

Свежие грибы перерабатываются на собственных предприятиях, линиях заморозки. Готовую продукцию потом продают в кооперативной торговой сети и на сельскохозяйственных ярмарках. Часть заготовленных грибов Белкоопсоюз отправляет на перерабатывающие предприятия, которые используют их для производства различных грибных консервов, солянок.

Как сообщают в организации, закупочные цены держатся на уровне 2016 года. Так, лисички стоят от 3 до 6 рублей за кило, белые грибы — от 5 до 8, прочие грибы (подосиновики, подберезовики, маслята, опята) — от 1 до 4 рублей за килограмм.

У частников цены пониже, в зависимости от качества грибов. На закупочных пунктах все определяется индивидуально. Вот у фирмы, которая все отправляет на экспорт, средняя цена на белые грибы — от 2 до 3 рублей за килограмм. На прочие грибы — от 50 копеек до 1 рубля.

Наша страна продает лесных грибов на 7,5 миллиона долларов больше, чем покупает
Фото Владимира ШЛАПАКА

Директор компании говорит, что в этом году поставки выросли в 3—4 раза:

— Но по нам трудно судить об общей картине. В прошлом году мы работали только с лисичками, а в этом брали и другие: маслята, белые и польские грибы.

Фирма их замораживает и фасует. А дальше согласно контракту с польским предприятием, которое потом делает более глубокую переработку, все уходит в соседнюю страну:

— Поляки нам дают предоплату, и это для нас очень выгодно. Они мониторят рынок в Европе и говорят, по каким ценам стоит закупать у населения. Почему-то все считают, что если у нас закупают по какой-то цене, то это взято из воздуха. Нет, цены диктует европейский рынок. И даже когда мы закупаем здесь по рублю, а производителю продаем по пять — это не значит, что у нас запредельные прибыли. Издержек в этом бизнесе очень много. Да и рисков тоже. Грибы очень быстро портятся. После заморозки те грибы, которые были лучшего качества, уже переходят в худший разряд и стоят меньше. А если третьесортные грибы не успеть переработать, то они просто уйдут в утилизацию, а деньги за них уже заплачены.

Кстати, по белым грибам хорошо работают балканские страны — Румыния, Болгария. Когда там много грибов, то спрос на наш продукт падает, ведь они в Евросоюзе и нет лишних издержек на растаможку.

Секрет лисички

Другой частный заготовитель, компания «Бионик плюс», работает, наоборот, только на внутреннем рынке. В основном грибы уходят на реализацию в гипермаркеты (закупают по 4—5 рублей за кило, в магазины они уходят по 10 рублей). Директор фирмы Михаил Повхлеб уточняет, что работают они, как и многие, только с лисичками. Их можно хранить до месяца в холодильнике. И порой на этом длительном хранении хорошо можно выиграть.



Но в этом году грибов так много, что продажи лисичек упали:

— Мы прочувствовали, как минчане рванули уже третьи выходные подряд в лес. Когда люди собирают ведрами белые грибы, рыжики и прочие, лисички никому не нужны. Поэтому у нас сейчас очень много возвратов, мелкие заказы от магазинов. Да и мы сами осторожничаем с поставками. Лисички — красивые и полезные грибы, однако боровичок нашему человеку роднее.

Но наши внутренние тенденции никак не могут повлиять на европейский рынок, где потребление лесных грибов огромно. Михаил Повхлеб, например, слышал, что Европа уже вынуждена покупать грибы в Канаде, а там совсем другие цены — около 25 долларов за килограмм. Поэтому сейчас цена растет. Скажем, лисички очень любят немцы. В Баварии никто не станет есть зажаренного поросенка, если тот не будет усыпан лисичками.

В нашей стране покупные грибы тоже едят, но дикие практически не покупают. Больше сами собирают. Объем белорусского рынка очень небольшой — всего 300—500 килограммов в неделю:

— Мы пытались договариваться с общепитом, чтобы они брали наши грибы, но кафе и рестораны не хотят рисковать. Лисички сегодня есть, а завтра нет. Им выгоднее шампиньоны, которые есть всегда.

А шампиньонам все равно

Руководитель фермерского хозяйства «Грибная страна» Антон Пужевич подтверждает, что у нас нет культуры продажи лесных грибов. Никто не хочет покупать то, что можно бесплатно найти в лесу. Поэтому продаются у нас в основном шампиньоны. Хотя и их не очень любят — только от безысходности:

— Лесные грибы дают хороший урожай примерно раз в два года. Поэтому мы постоянно сталкиваемся с тем, что летом и осенью наши продажи падают. Но это не значит, что мы перестаем выращивать шампиньоны. Пусть мы продадим не 300, а 100 килограммов. Потом будем продавать больше. Но цену мы практически не меняем весь год. Зачем нам скидывать свой продукт за бесценок?

Антон Пужевич рассказывает, что когда лесных грибов мало, то цена на них слишком высокая. Зачастую в два раза выше, чем на шампиньоны. Сейчас «Грибная страна» в среднем продает выращенную продукцию по 4 рубля за килограмм и считает это вполне конкурентной ценой. Фермер не видит в лесных грибах своего конкурента и к сезонным убыткам относится по-философски.

МНЕНИЕ

Юрий СОКОЛОВСКИЙ, заместитель начальника управления заготовок Белкоопсоюза:


— Обычно люди сами определяют, как им выгоднее и удобнее продавать излишки своей продукции. Однако наш опыт свидетельствует: те, кто хочет заработать, обращаются к заготовителям, а не тратят время на трассе или на рынке. Другой момент: когда вы сдаете грибы или ягоды заготовителю, от вас не требуется никаких документов, которые могут попросить при реализации на рынке (это оплата за место, заключение о качестве продукции из санитарно–ветеринарной лаборатории, подтверждение о прохождении флюорографии).

При этом хочу добавить, что Белкоопсоюз не является монополистом на рынке. Закупки дикорастущих ягод и грибов ведут индивидуальные предприниматели, предприятия различных форм собственности. В этих условиях закупочные цены формируются под влиянием спроса и предложений, кроме того, зависят от региона и конкуренции, качества и сортности закупаемой продукции.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

• В этом году за семь месяцев наша страна импортировала почти 20 тысяч тонн шампиньонов на 28,5 миллиона долларов. Годом ранее — на 3,5 тысячи тонн меньше. Прочих грибов (в основном лесных) в страну привезли 36,8 тонны на 115 тысяч долларов. Годом ранее — на 20 тонн меньше.

• При этом 10,2 тысячи тонн шампиньонов мы экспортировали – на 13,9 миллиона долларов. Все исключительно в Россию. Годом ранее – 16,9 тысячи тонн на 11,3 миллиона долларов. То есть экспортная цена в первом полугодии выросла.

• А вот прочих грибов мы продали почти 1,29 тысячи тонн на 7,8 миллиона долларов. Годом ранее практически столько же – 1,28 тысячи тонн на 7,2 миллиона долларов.

• Если сравнить экспорт-импорт лесных грибов, то окажется, что сальдо составляет более 7,5 миллиона долларов. То есть для Беларуси это очень выгодная позиция внешней торговли. Правда, не стоит забывать, что по шампиньонам у нас глубоко отрицательное сальдо – минус 14,6 миллиона долларов.

konoga@sb.by

kuletski@sb.by

Шырокi грыбны канал


Выносім вёдрамі. Вывозім багажнікамі. Больш няма моцы збіраць грыбы. Хто не чуў гэтай восенню падобных скаргаў ад сяброў і знаёмых? У мінулыя гады, каб знайсці з пяток баравікоў, трэба было «ведаць месцы» і часам дабірацца да іх праз гушчар з правадніком. Сёння дастаткова спыніцца каля першай прыдарожнай елкі, і спадары ў капялюшыках на тоўстых ножках самі выстройваюцца ў чаргу. Што ні кажыце, на Брэстчыне, як, у прынцыпе, па ўсёй краіне, у гэтым сезоне грыбоў мора. Але людзі кажуць, што ёсць у гэтым рэгіёне незвычайнае месца, дзе белы грыб водзіцца заўсёды. Гэта пушчанскія лясы ў раёне вёскі Крыніца Пружанскага раёна. Карэспандэнт «Р» адправілася туды і даведалася пра сярэднюю хуткасць напаўняльнасці мясцовых кошыкаў.


У мінулым годзе тут праходзіў фестываль «Крыніца — грыбоў сталіца». З кон­курсамі, майстар-класамі і кан­цэртамі. Наступны фэст намечаны на 2018 год, але мясцовыя і без таго знаходзяць магчымасць абмеркаваць тра­феі «ціха­га палявання».

Васіль КОТАЎ з Пружанскага раёна кожны раз вяртаецца з лесу з кошыкамі белых, чырвонагаловікаў і падбярозавікаў

Наталля Жэзiк нарадзілася ў вёсцы Старуны Пружанскага раёна. Шмат гадоў жыве ў райцэнтры, але знаёмыя з дзяцінства грыбныя сцежкі ў пушчы пакажа хоць з заплюшчанымі вачыма. Грыбнік дае мне патрымаць кош. Па вазе кілаграмаў пяць:

Прыхільнікі «ціхага палявання» жартуюць: чым меншы па ўзросце госць лесу, тым большыя па памерах грыбы ён знаходзіць.

— Мы напоўнілі свае кошыкі з сястрой Лідай прыкладна за гадзіну. У гэтым лесе розныя грыбы — лісічкі, маслякі, польскія. Белых таксама хапае. Хоць баравікоў больш у тым наступным лясочку, там, дзе белаваты мох.

Мухамор – грыб неядомы, але такі элегантны ў чырвоным капялюшыку

Сёстры папярэджваюць: разам з высакароднымі дарамі пад нагамі сустракаецца шмат атрутных грыбоў. І на самай справе, у гэтым годзе ў вобласці ўжо восем чалавек пацярпелі ад іх. Хоць, для параўнання, у мінулым годзе за аналагічны перыяд было 10 пацярпеўшых. Цяпер выпадкі зафіксаваны ў Драгічынскім і Кобрынскім раёнах, а таксама ў Брэсце і Баранавічах. Эпідэміёлагі высветлілі, што пацярпеўшыя ўжывалі ў ежу «дзікія» шампіньёны і сыраежкі.

На цэнтральным рынку ў Брэсце кілаграм белых грыбоў сёння можна купіць за 10 рублёў. У мінулым годзе цэны былі ў тры, калі не больш разоў вышэй

Загадчык аддзялення гігіены харчавання Брэсцкага абласнога цэнтра гігіены, эпі­дэміялогіі і грамадскага здароўя Галіна Дуль перасцерагае:


— Якраз менавіта гэтыя грыбы можна зблытаць з бледнай паганкай, якая з'яўляецца самым небяспечным грыбам для чалавека. Ніякая кулінарная апрацоўка бледную паганку не абясшкоджвае: атрута кіпячэннем не знішчаецца, не кажучы ўжо пра вымочванне ды высушванне. Смяротнасць пры атручванні вельмі высокая — да 90%. Пералічу агульныя сімптомы харчовага атручвання грыбамі: востры галаўны боль, сухасць у роце, галавакружэнне, ваніты, вадкі стул, рэзі і болі ў страўніку, павышэнне тэмпературы.


У тых, хто без даведніка не адрозніць ілжывую лісічку ад яе ядомай сястрыцы, заўсёды ёсць выйсце  — купіць грыбы на рынку. Цэны ў гэтым годзе проста смешныя. На цэнтральным рынку Брэста кілаграм пузатых баравікоў учора ўвечары прапаноўвалі па восем рублёў.

Стандартны кош напаўняецца ў шчодрым пушчанскім лесе прыкладна за гадзіну.

— Там бабуля ў канцы рада белыя грыбы з пушчы па пяць рублёў аддае, — параіла мне дама, якая праходзіла міма. І сапраўды аддавала. Бо збірала ў Пружанскім раёне — iх там вельмi шмат.

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фота аўтара, Дзмітрыя КУРАШАВА і з архіваў герояў ілюстрацый

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter