Белую Панну упрятали в монастырь

Гольшаны осиротели. Их гордость — привидение девушки в белом — больше не «пугает» туристов, а значит — не привлекает многочисленных гостей... С Виктором Корбутом по стране и миру

Гольшаны осиротели. Их гордость — привидение девушки в белом — больше не «пугает» туристов, а значит — не привлекает многочисленных гостей. Не секрет, что призрак — не только главная здешняя знаменитость, брэнд местечка. Но Белая Панна посажена под домашний арест. На улицу она, впрочем, и так не выходила. Бродила в стенах старого монастыря. Просто к ней больше не пускают посетителей.


Дело не в том, что привидение напугало кого–то до смерти, вызвали милицию и безобразие приказали прекратить. Все прозаичнее: бывший монастырь францисканцев, где обитал дух неизвестной красавицы, оказался в аварийном состоянии. Здание закрылось — до тех пор, пока не найдутся деньги на его реставрацию.


Реставраторов пока, правда, придется подождать. В конце 80–х годов, когда монастырь перешел на баланс Национального художественного музея, здесь начинались ремонтные работы. Но так и не завершились. Денег не нашлось. В аварийном состоянии здание стояло–стояло, но бесконечно держаться на честном слове не могло. В то, что стены в один момент не обрушатся, здесь перестали верить.


Поэтому и было принято трудное, но неизбежное решение о закрытии музея. Увы, придется пока расформировать и штат профессиональных экскурсоводов, хранителей старинных экспонатов во главе с легендарной личностью Чеславой Окулевич.


Не кто иной, как Окулевич «раскрутила» Белую Панну и поддерживала ее имидж самого загадочного привидения страны. В ее директорском кабинете в монастыре якобы более всего любил показываться призрак. По крайней мере, так говорили очевидцы, рисковавшие провести здесь ночь. Теперь убедиться в правдивости легенды вряд ли получится.


Несмотря на заботу руководства агрогородка Гольшаны о достопримечательностях (готовится проект реставрации замка, два года назад поставлен памятник княжне Софье Гольшанской, родоначальнице польско–литовских королей Ягеллонов), взять здание с привидением на свой баланс здесь не могут. Ждут, пока придет помощь из Минска или из Гродно. Даже тысячи туристов не дают той прибыли, которая нужна на содержание памятников архитектуры. А тут их немало. Одна местечковая застройка довоенного времени стоит того, чтобы восхищаться ею не меньше, чем игрушечными домиками минского Троицкого предместья. Но некоторые дома уже значительно перестроены хозяевами, и нет гарантии, что их оригинальный облик не будет стерт окончательно. Зато неплохо сохранилось здание, где в 20 — 30–е годы находилась гмина (по–нынешнему райисполком). Чеслава Окулевич предлагает оборудовать это помещение под музей. Другого места для демонстрации истории поселения, которому более 700 лет со дня основания, пока нет. Замок–то еще из руин поднять надо — там работы предстоит даже больше, чем в старой обители.


Монастырь же, даст Бог, будет возрожден в первоначальном виде. Пока трещины в его стенах столь широки, что в них можно просунуть ладошку, а то и кулак. «Руины» еще, видимо, успеют вдохновить не одного поэта. Однако если католическая церковь окажется в состоянии финансировать восстановление памятника архитектуры эпохи барокко, то Национальный художественный музей готов согласиться на возвращение костелу его исконной собственности хоть сегодня.


Ну а что же Белая Панна? Противники легенды поговаривают, что никакого привидения и вовсе нет. А все странные звуки в стенах, скрипы дверей и загадочные сквозняки — даже не плод фантазии впечатлительных посетителей монастыря, а следствие аварийности его стен. А когда, мол, реставраторы сделают свое дело, «шумы» тотчас прекратятся. Но даже если привидение и существует, то по–хорошему ему необходимо успокоение. Как бы ни хотелось туристам продолжения охоты за духом из прошлого.


Что же останется Гольшанам, если исчезнет призрак? Поговаривают, еще один бродит по «черному замку». Просто его еще никто не «пропиарил»...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter