"Белоснежка" в коричневых тонах

Молодой балетмейстер Наталья Фурман поставила спектакль по мотивам сказки братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов" на музыку Богдана Павловского.
Молодой балетмейстер Наталья Фурман поставила спектакль по мотивам сказки братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов" на музыку Богдана Павловского. Премьера состоялась на сцене Национального театра балета в середине мая.

Наталья Фурман, ученица Валентина Елизарьева, окончила балетмейстерское отделение Академии музыки всего два года назад. Влияние учителя, которое чувствуется и в общей "идеологической" концепции спектакля, и во множестве частных решений, объясняется, надо думать, не только тем, что это елизарьевская школа, но и ничуть не в меньшей степени тем, что это елизарьевская сцена, - балетный театр, испытывающий на себе обаяние большого мастера.

Взявшись переработать известные сказочные мотивы для балета, Наталья Фурман изначально уже мыслила иными, не сказочными понятиями. Сказочное зло - это несчастный случай, болезненное недоразумение в гармоничном, счастливом мире. "Белоснежка", как увидела ее Фурман, иное: это извечное, наполненное подспудным трагизмом противоборства добра и зла. Оттого на сцене не цепочка ведущих к финалу событий, а мятущийся в столкновении мир.

Задумывая спектакль как симфоническое целое, балетмейстер ставит тем самым высокую планку, не оставляя себе права на не подтянутые до общего уровня, приблизительно сделанные эпизоды, - они тотчас же видны. Так, смелую затею Н.Фурман вывести на сцену танцующий шкаф и совок следует отнести, по всей видимости, скорее к разряду балетных дерзостей, чем художественных явлений. Не удалось "шкаф" ни станцевать, ни свести его до чисто комического, нарочито неуклюжего курьеза. Похоже, не удалось балетмейстеру найти полного понимания и с художником: сделанный в сдержанных коричневатых тонах мир "Белоснежки" отсылает воображение зрителя куда-то к "Жизели"; едва ли это то самое, что имеют в виду задорно скачущие, веселые и смешные гномы.

Вот с гномами как раз все в порядке. Крошечная, но чрезвычайно смышленая девочка, что сидела рядом со мной в зрительном зале, громко пересчитала их всех, от самого ушастого и маленького до самого большого и толстого, и с удовлетворением убедилась, что без обмана, - семь. Неустанно комментируя и дальше спектакль, она объявила своим тоненьким голоском: "А мне нравится мачеха". Хотя "по правилам" симпатии зрителей, и маленьких, и больших, заранее уже на стороне добра - Белоснежки (Н.Рябцева), принца эльфов (И.Седько), отца Белоснежки (В.Петровский). Но если змееподобная мачеха в исполнении О.Гайко, так же, как вожак гоблинов в исполнении А.Ищенко, нравятся умеющим считать до семи девочкам, значит, балет не только их развлекает, но и учит постигать, чувствовать нюансы художественных образов.

За что всем создателям спектакля спасибо.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter