В Белорусском государственном театре кукол прошла премьера спектакля "Белоснежка"

Белоснежка без хай-тека

По традиции в праздничные дни на сценах театров оживают старинные сказочные сюжеты. В Белорусском государственном театре кукол прошла премьера по мотивам любимейшей сказки всех детей «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм в режиссуре главного режиссера Могилевского областного театра кукол Игоря Казакова. Или лучше написать не в режиссуре, а, поддаваясь голливудской моде, проникшей во все щели индустрии развлечений, — премьера «от создателя» спектаклей «Гамлет», «На дне», «Синяя–синяя»... Ведь художник на своем отдельно взятом пятачке действительно равен Создателю. Кто же будет спорить? Да и ухо наше к такому пафосу вроде бы уже привыкло.

ФОТО СТАНИСЛАВА ВИГДОРЧИКА

Вместе с художником Татьяной Нерсисян (лауреатом Национальной театральной премии и российской «Золотой маски»), композитором Александром Литвиновским режиссер создал ироничное зрелище, с игрой в средневековый барочный театр. С аллюзиями на готические истории Тима Бертона. Рассказчиками здесь становятся сами гномы, действие разворачивается как театр в театре. Этот ход позволяет гномам смело обращаться за советом или пояснениями к детской публике, которая живо реагирует на все происходящее. В какой–то момент, когда история рискует закончиться не очень хорошо, гномы вполне готовы разойтись — дело сделано, история, уж какая получилась, рассказана. Но потом этот средневековый театр все–таки выруливает на неизбежный хеппи–энд. Движущей силой этой сказки становится зависть Мачехи к красоте своей падчерицы. Дети в зале наглядно видят, к каким последствиям может привести пристрастие к одному из самых коварных смертных грехов.

В спектакле немало запоминающихся визуальных моментов. Кстати, как и подобает в средневековых представлениях, тут сооружен помост. Под ним — подземелье гномов. Благодаря фантазии художника волшебное зеркальце Мачехи вырастает до неимоверных размеров, также и столовые приборы оказываются тут чуть больше чем обычно. Светлана Тимохина играет свою Мачеху остро и гротескно. Актрисе не впервой изображать темные силы — многим запомнилась ее героиня из другой готической сказки, которая идет в репертуаре театра, правда, та была для подкованных взрослых — «Интервью с ведьмами».

Из броской галереи гномов, среди которых есть и философы, и мизантропы, и оптимисты с пессимистами, особо запоминаются персонажи Александра Васько, Александра Казакова и Тимура Муратова. Принц от переизбытка чувств начинает петь собственную арию о любви к Белоснежке. Маленькие зрители наверняка примут этот ход за чистую монету, их родители — оценят юмор авторов спектакля. Чувств в какой–то момент становится так много, что сказать о них словами становится просто невозможно, остается только петь. В премьере много остроумных гэгов, есть свой особый наив, режиссер признавался накануне премьеры, что ему «не хотелось прибегать к системам хай–тек, волочь в постановку все современные возможности сцены и технологии, было желание, наоборот, уйти от этого, окунуться в искусство примитивного театра и попробовать его средствами сделать зрелищный спектакль».

Зритель же, конечно, в этом извилистом путешествии между правдой и вымыслом с песнями и танцами никакого особого «примитива» не увидит. Все сделано с душой, сдержанно и лаконично. Спектакль идет почти час, и за этот малый хронометраж мы успеваем пережить всю гамму эмоций, какую переживали, впервые прочитав сказку братьев Гримм и посмотрев романтический полнометражный мультфильм Уолта Диснея. Проходят времена, появляются новые гаджеты и технологии, но архетипические бренды сказочного мира — Белоснежка, Золушка, Красная Шапочка — не устаревают, снова и снова переживают новые реинкарнации в театре, кино, музыке. Это тот сказочный фундамент, из которого впоследствии вырастают многомиллионные блокбастеры и четырехчасовые театральные полотна. Наив, который всегда в цене.

Добрый зритель в 9-м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter