Белорусы под Порт-Артуром

Одной из трагичных дат русско-японской войны, сто лет со дня начала которой мы отмечаем в нынешнем году, стало 31 марта (по новому стилю 13 апреля) 1904 года, когда на мине у Порт-Артура взорвался эскадренный броненосец "Петропавловск".
Одной из трагичных дат русско-японской войны, сто лет со дня начала которой мы отмечаем в нынешнем году, стало 31 марта (по новому стилю 13 апреля) 1904 года, когда на мине у Порт-Артура взорвался эскадренный броненосец "Петропавловск". Всего два месяца шли между двумя морскими державами боевые действия, но уже далеко не один российский корабль был потоплен японцами.

В последний день марта на рассвете возвращавшийся из разведки русский миноносец "Страшный" оторвался от своих и пристроился к неприятельскому отряду миноносцев... На миноносце погибли комендор Иван Евцихович из Мстиславля и матрос Платон Приставкин из деревни Трибудово Могилевской губернии. Вышедший на помощь "Петропавловск" также был затоплен - в клубах дыма судно в полторы минуты исчезло с поверхности воды.

Среди погибших моряков "Петропавловска" был старший врач броненосца Андрей Волкович, сын потомственного дворянина Смоленской губернии. Он родился в Минске в 1870 году, студентом был командирован в Вятскую губернию для борьбы с эпидемией тифа и холеры. Потом переведен в морское ведомство. Награжден орденом св. Станислава II степени, получил орден Вазы Кавалерского Креста I степени от шведского правительства. В момент взрыва Волковича одним из первых выбросило за борт гибнущего корабля, но как хороший пловец он способен был еще долго держаться на воде, ожидая своего спасения. Подошедшие на помощь, однако, застали врача уже в бессознательном состоянии. Подобранный спасателями, Волкович еще подавал признаки жизни: дышал, открывал глаза, но не отвечал на вопросы. Из наружных повреждений у него нашли только небольшой рубец на лбу. Смерть произошла от паралича сердца. У Андрея Николаевича остались жена и двое детей...

Были и спасенные счастливчики. У матроса Ермошкевича из Могилевской губернии репортер "Русского инвалида" Агафонов даже взял небольшое интервью. Матрос Кутневский из Гродненской губернии не ушел под воду, так как держался за одну доску с матросом Недоскиным из-под Воронежа. Они "уговорились между собой о равномерном пользовании средством спасения".

Однако, к сожалению, о многих наших земляках, служивших на броненосце "Петропавловск", мы до сих пор почти ничего не знаем.

Степан СТУРЕЙКО, студент истфака БГУ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter