“Белорусы” отказываются халтурить на сцене и не любят, когда их сравнивают с хором Турецкого

Совсем недавно “Белорусы” сняли клип на песню с аналогичным названием — “Белорусы”. По договоренности с телерадиокомпанией “Мир” уже со вчерашнего дня клип смотрят жители всех стран СНГ. Белорусы могут оценить дебютный клип своих кумиров на телеканалах БТ и ОНТ также с первых чисел октября.Тому, с какой скоростью арт-группа “Белорусы” покоряет вершины отечественного шоу-бизнеса, можно только позавидовать. Коллектив был создан на базе концертного хора Федерации профсоюзов Беларуси в феврале 2005 года. Однако такой маленький возраст не является преградой для настоящих талантов. Cегодня “Белорусы” одни из немногих, кто может похвастаться не только верхними строчками в различных хит-парадах и победами на многочисленных международных конкурсах, но и наличием собственного продюсерского центра. А совсем недавно арт-группа “Белорусы” выпустила дебютный альбом “Солнце” и сняла клип на песню “Белорусы”, которая признана визитной карточкой коллектива. С художественным руководителем и солистом группы Валерием Шматолем встретился внештатный корреспондент “НГ”.

— Валерий, вашему коллективу чуть больше двух лет. Не каждому, даже самому перспективному исполнителю за такое время удается выпустить дебютный альбом. А вы помимо этого уже создали свой продюсерский центр, презентовали концерт на сцене Дворца Республики и даже сняли клип. Как вам это удалось? В чем секрет такого стремительного роста, популярности?
— Весь секрет исключительно в таланте, трудоспособности и любви к своему делу. Честно говоря, в самом начале у нас не хватало денег даже на аранжировки... Половину песен исполняли а капелла, а о том, чтобы снять клип, даже и разговора не могло быть. Многие ребята из первоначального состава ушли, ведь доходы были небольшие, а нужно было содержать семьи. В итоге остались лишь те, кто больше всех верил в возможность существования “Белорусов”. Мы много трудились над тем, чтобы наши голоса хорошо, безукоризненно звучали. Мы считаем, что на сцене не должно быть никакой халтуры.
— А почему в названии вашего коллектива присутствует приставка арт-?
— Арт — это творческая свобода. У нас нет одинаковых тембров. Мы все разные, индивидуальные. И именно благодаря непохожести друг на друга мы можем делать настоящую музыку, за которую нам не стыдно.
— При вашей вокально-эстрадной студии действует вокальная студия  “Солнечный балаганчик” для детей 4—16 лет. С этой осени для тех, кому нет четырех, начинает действовать еще и “До-ми-соль-ка”. Существуют ли какие-то особые критерии отбора детей?
— В “Солнечном балаганчике” на сегодняшний день занимаются 150 детей. Это, безусловно, очень много. Но, поверьте, желающих попасть к нам намного больше. А критерии отбора... Вообще мы берем детей к себе в студию руководствуясь тем принципом, что непоющих детей нет. При этом мы лаконично объясняем детям и их родителям, что не занимаемся раскруткой. Наша деятельность направлена на то, чтобы научить детей хорошо петь. Кстати, если кто-то из детей проявляет себя на высоком уровне, мы берем их с собой на гастроли, чтобы у каждого появилось правильное представление о жизни артиста.
— В этом году на сцене Дворца профсоюзов вы пять раз поставили мюзикл “Золушка”. Планируете ли в новом сезоне вновь поработать в роли актеров?
— И “Солнечному балаганчику”, и непосредственно самим “Белорусам” понравилось в новом амплуа. Когда я писал сценарий, музыку, даже предположить не мог, что мюзикл так полюбится зрителями. И вот сейчас, убедившись в заинтересованности нашими спектаклями со стороны людей, мы решили снова взяться за новый проект. Хотим создать рождественскую программу. Все секреты открывать не стану, но могу еще добавить, что ценители нашего творчества смогут услышать рождественские композиции на белорусском языке.
— Для какой аудитории поют “Белорусы”?
— С первого выхода на сцену мы сами задавали себе этот вопрос. И, чтобы ответить, стали замечать, кто приходит на концерты. Выяснилось, что у каждого из наших ребят — своя аудитория, поскольку все они, солисты, очень разные. На наши концерты приходит и молодежь, и солидные взрослые люди. Наверное, это связано с тем, что у нас очень широкий репертуар. В нем современные авторские композиции, известные советские песни, на которых выросло не одно поколение, песни из кинофильмов, обработки народных, мировые хиты...
— Часто приходится слышать, как ваш коллектив сравнивают с хором Турецкого...
— Сравнивали поначалу, что совсем не радовало. Как-то на одном из первых концертов вышел на сцену мужчина и говорит: что-то не узнаю, который из вас Турецкий, по телевизору он постарше выглядит. Но в последнее время никаких сравнений не слышно. Наверное, все же собственное лицо у коллектива уже есть.
— Как вы относитесь к тому, что вас обвиняют в перепевании мировых хитов?
— Могу с уверенностью сказать, что в этом нас винят лишь те, кто ни разу не слышал, каким образом мы это делаем. Мировые хиты составляют совсем незначительную часть нашего репертуара, и мы всегда стремимся перепеть их совсем иначе, поэтому мы много экспериментируем со звуком.
— На концертах вы часто меняете костюмы. Можете ли сказать, что они выдержаны в одном стиле?
— Мы можем выглядеть по-разному! Мы выходим на сцену в порванных джинсах и пиджаках, рубашках с васильками, белых костюмах. Имидж у артистов должен быть многогранным, как и само творчество. И многие люди, когда слышат о “Белорусах”, представляют нас в национальных костюмах, в лаптях. Но мы представляем на сцене образ современного белоруса, который помимо того что модно одевается, так еще и хорошо разбирается в музыке.
— Насколько мне известно, все “Белорусы” владеют несколькими языками. А практикуете ли вы пение на иностранном языке?
— Помимо того что у нас есть песни на русском и белорусском языках, мы еще поем на латыни, итальянском, польском. Думаю, что вскоре вы еще услышите нас в каком-нибудь иноязычном формате.
— Название вашего коллектива говорит само за себя. Но почему тогда ваш дебютный альбом “Солнце” вместил в себя лишь несколько белорусскоязычных композиций?
— Ты же знаешь, что всем артистам приходится сталкиваться с таким словом, как формат. Безусловно, у нас очень много песен на белорусском языке, но на радио в большинстве своем звучали лишь наши русскоязычные композиции. А в дебютный альбом стоило пустить самые популярные произведения, поэтому в “Солнце” лишь четыре песни на белорусском языке. Зато наш коллектив первым спел “Бессамэ мучо”, “Одажио” и другие мировые хиты на белорусском языке. И в отличие от других исполнителей мы не боимся петь непопулярные, несовременные песни, которые не исполнялись никем целыми десятилетиями. У всех “Белорусов” есть высшее образование, мы все закончили консерваторию, поэтому даже “попсовые” песни в нашем исполнении получают элитарное звучание.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter