Белорусское - значит европейское

На днях министр культуры Павел Латушко отвечал в редакции "СБ" на звонки читателей...

На днях министр культуры Павел Латушко отвечал в редакции "СБ" на звонки читателей. Сотни писем пришло на электронную почту, десятки вопросов министру были заданы по телефону. Звонили с просьбами и предложениями. Максимальная открытость Павла Павловича задала беседе тон заинтересованного и предельно конкретного разговора.


Помимо частностей, выявились и общие проблемы. Во-первых, по-прежнему немало нареканий вызывает инфраструктура регионов: люди в малых городах и на селе нуждаются в современных домах культуры и библиотеках, в некоторых местностях они испытывают настоящий культурный голод. Во-вторых, не все пока готовы к тому, что бюджетная политика в этой сфере в скором времени будет переориентирована с управления расходами на управление результатами.


Наконец, нельзя не отметить заинтересованность и энергию людей, работающих в сфере культуры, с какой любовью они рассказывают о своем деле, с каким пылом готовы отстаивать свои позиции и принципы. И это, несомненно, достойно уважения.


Некоторые из участников "прямой линии" получили ответ министра сразу по телефону, какие-то вопросы Павел Латушко взял, что называется, на карандаш, и они будут рассмотрены в ближайшее время. Так же как и те предложения, которые прислали в своих письмах наши читатели.


Бюджетная история


Добрый день, звонит Сергей из Гродно. Известно, что на культуру в любой стране из госбюджета выделяют достаточно скромные средства. Хватает ли этих денег на развитие?


- Наверное, вряд ли можно найти социальную сферу в любой стране мира, представители которой могли бы заявить, что им достаточно выделяемых средств. В Беларуси существует достаточно разветвленная система государственных и субсидируемых из государственного бюджета региональных и республиканских учреждений культуры. Только в регионах действует 6.662 дома культуры, клуба, библиотеки, дома ремесел. В стране 29 театров, 152 музея, 6 филармоний, 16 профессиональных концертных организаций. Следует отметить, что за последние 5 лет был приведен в порядок 1.761 объект культуры на селе.


Проблема в другом. На сегодняшний день бюджетное финансирование ориентировано не на потребителя культурных благ, а скорее на содержание учреждений культуры. И на первый план выходит задача более эффективного использования государственных ресурсов, которые направляются на содержание всей системы. Привилегия получения бюджетных средств должна стать стимулом создания востребованного произведения искусства или услуги. Бюджетная политика должна перейти от управления расходами к управлению результатами. Для создания нового импульса развития более чем назрела необходимость создания системы многоканального финансирования: государственный бюджет, а также частные средства меценатов, спонсоров и инвесторов.


До 2013 года будут отремонтированы все театры


- Хотела бы задать вопрос Павлу Павловичу. Меня зовут Роза Викторовна, я коренная минчанка, к тому же страстный театрал. Но сегодня сразу три минских храма Мельпомены закрыты на реконструкцию. Нельзя ли было их ремонтировать по очереди?


- Мне уже приходилось слышать мнения, что сегодня в Минске сложно найти, на каких площадках выступают театры, закрытые на реконструкцию. С одной стороны, ремонт - это всегда проблема для зрителя и самих коллективов, но с другой - подтверждение того, что в ближайшее время будут решены вопросы создания новой материальной базы. В настоящий момент мы реализуем государственную программу, в соответствии с которой до 2013 года будут отремонтированы все театры.


Конечно, в наиболее сложном положении оказались Купаловский театр, ТЮЗ, Молодежный, Слонимский драматический театр, Брестский и Гродненский областные театры кукол. Им сейчас довольно сложно реализовывать репертуарную политику, готовить премьеры и решать социальные вопросы коллективов.


Но благодаря активной работе руководителей данных театров, при поддержке местных властей и министерства большинство трупп справляются с этим: практически не потерян зритель, не прекращается творческий процесс. Мы надеемся, что понимание этой сложной ситуации есть как у театральных коллективов, так и у зрителя.


- Пытанне ад студэнтаў унiверсiтэта культуры: Урад у сакавiку прыняў рашэнне аб магчымасцi стварэння апякунчых саветаў пры ўстановах культуры. Якая мэта гэтага рашэння?


- Практыка стварэння апякунчых саветаў мае вялiкае распаўсюджванне ў еўрапейскiх краiнах, актыўна гэтай працай займаюцца i ў Расii. Прыняцце дадзенага рашэння на ўрадавым узроўнi з`яўляецца дэкларацыяй з боку дзяржавы да бiзнесу аб тым, што дзяржава зацiкаўлена ва ўкладаннi прыватных сродкаў у культуру.


Створаны апякунчы савет, напрыклад, у Вялiкiм тэатры оперы i балету будзе фiнансава падтрымлiваць з`яўленне новых прэм`ерных спектакляў, арганiзацыю гастроляў i фестываляў, вырашэнне некаторых пытанняў развiцця матэрыяльнай базы, падтрымку асобных артыстаў тэатра, вырашаць iншыя задачы. Дарэчы, iдэя стварэння такой сiстэмы ў нашай краiне была выказана мастацкiм кiраўнiком Купалаўскага тэатра Мiкалаем Пiнiгiным, i мы пачынаем яе рэалiзацыю.


- А якi лёс заяўленага новага праекта "Нацыянальная тэатральная прэмiя"?


- Гэта таксама новы для нас вопыт. На конкурс пададзены заяўкi фактычна ад усiх тэатраў краiны незалежна ад формы ўласнасцi - усяго 27. Дарэчы, у Беларусi сёння дзейнiчае 27 дзяржаўных i 2 прыватных тэатра.


Спектаклi-намiнанты будуць паказаны на тэатральным тыднi ў Мiнску з 30 мая па 6 чэрвеня. Упершыню мы плануем сфармiраваць Беларускую тэатральную акадэмiю, якая будзе з`яўляцца журы конкурса i будзе сфармiравана з прадстаўнiкоў усiх тэатраў Беларусi, а таксама вядомых дзеячаў беларускага тэатральнага мастацтва.


Между Берлином и Каннами


- Приветствую, Павел Павлович. На проводе Татьяна из Минска, и у меня такой вопрос: какие есть новости по национальному кинопроекту? Слышала, что уже готов сценарий для фильма по мотивам романа Владимира Короткевича "Колосья под серпом твоим". Может ли такой фильм претендовать на статус национального?


- На рассмотрении в Министерстве культуры находятся три кинопроекта - это "Каласы пад сярпом тваiм" по одноименному произведению Владимира Короткевича, поданы также заявки сценариста Алены Калюновой "Забраны край" о жизни и творчестве Янки Купалы, Андрей Курейчик предложил реализовать проект "Франциск Скорина". Мы будем рады рассмотреть и другие заявки. После внимательного изучения данных сценариев мы обратимся к Главе государства с ходатайством о присвоении статуса национального одному из них: принятие данного решения исключительно в его компетенции.


- Павел Паўлавiч, добры дзень. Калi знойдзе нарэшце беларускае кiно свайго гледача? Турбуе Васiль Мiкалаевiч з Мiнску. Якiя змены чакаюць нас у гэтай галiне?


- Добры дзень, Васiль Мiкалаевiч. Мы ставiм перад сабой амбiтную задачу - стварэнне ў блiжэйшы час канкурэнтнага асяроддзя ў сферы кiнавытворчасцi. Плануем абмежаваць да 70% фiнансаванне з дзяржаўнага бюджэта асобна ўзятай стужкi, за выключэннем нацыянальнага, дзiцячага, дакументальнага кiно. Дэпартамент па кiнематаграфii не будзе больш разглядаць только сцэнарыi, а будзе прымаць рашэнне аб фiнансавай падтрымцы кiнапраекта, якi складаецца са сцэнарыя i фiнансава-эканамiчнай часткi. Разлiчваем, што дзякуючы такому падыходу з`явяцца айчынныя прадзюсерскiя кампанii. Прадзюсерскае кiно будзе забяспечваць большую адказнасць за творчы i эканамiчны вынiк i большы працэнт звароту дзяржаўных сродкаў.


Але i прадзюсера трэба падтрымаць, бо акупiць беларускае кiно на сённяшнi дзень у Беларусi немагчыма ў сувязi з недастатковай колькасцю кiнатэатраў i невысокiмi закупачнымi цэнамi на тэлеканалах. Плануецца ўвесцi сiстэму пакрыцця прадзюсерскiх рызыкаў i прадстаўлення iльготных крэдытаў, а таксама падаткавых iльгот для кiнавытворцаў.


Наступны накiрунак - пашырэнне сумеснай кiнавытворчасцi. Мы актывiзуем працу з расiйскiмi партнёрамi. У блiжэйшы час адбудзецца сустрэча з асацыяцыяй расiйскiх кiнапрадзюсераў. Таксама будзем сiстэмна напрацоўваць сувязi з партнёрамi ў ЕС, у тым лiку з Германiяй, Польшчай, Чэхiяй. Наша дэлегацыя прымала ўдзел у гэтым годзе ў кiнафестывале "Берлiнале". Кiнастудыя "Беларусьфiльм" i Белтэлерадыёкампанiя пры падтрымцы Мiнiстэрства культуры i прыватных спонсараў плануе прадставiць свой павiльён на Канскiм кiнафестывалi ў маi. Мы будзем актыўна наладжваць сувязi, рэфармаваць кiраванне кiнагалiной - толькi тады гэта забяспечыць чакаемы вынiк.


- А чаму ў нас такiя дарагiя бiлеты ў кiнатэатры?


- Сярэднi кошт бiлета ў кiно ў нашай краiне складае каля 2 долараў пры тым, што кошт бiлетаў у Кiеве, Адэсе i Харкаве пачынаеца ад 3, у Смаленску, Вiльнюсе i Рызе - ад 4 долараў. А ў кiнатэатрах Варшавы пачынаецца з 5 долараў.


Такiм чынам, пры аднолькавай колькасцi наведванняў кiнатэатраў у нас i ва Ўкраiне - каля 15 млн. гледачоў, за мiнулы год касавыя зборы ў Беларусi склалi 15 млн. долараў, а ва Ўкраiне больш за 77 млн. долараў. Думаю, адказ вiдавочны.


Спадзяемся, што ўнесеныя ў мiнулым годзе змены ў заканадаўства дазволяць пашырыць практыку продажу электронных бiлетаў i ў кiнатэатрах краiны.


Крыша едет не спеша


- Алло, здравствуйте. Алексей Валерьевич звонит из Бобруйска. Павел Павлович, дело в том, что у нас в городе есть клуб, он находится в аварийном состоянии. Это бывшее здание ДК "Фандок". Крыша в любой момент может обвалиться. А в прежние времена здесь было столько кружков, секций, самодеятельных коллективов... Сейчас даже не проводятся культурно-массовые мероприятия. Напрашивается вопрос: куда сегодня ходить молодежи? В подъездах сидеть?


- Глубоко убежден, что Олимп профессионального искусства Беларуси не может существовать без развития культуры в регионах. Если мы не будем проводить клубную деятельность, перестанем обучать детей в кружках, потеряем на селе библиотеки, развиваться культура не будет. Проблема, которую вы поставили, - животрепещущая. Для того чтобы ее решать, мы и принимали государственную программу "Культура Беларуси в 2011 - 2015 годах", где развитие культуры в регионах обозначено одним из главных приоритетов нашего министерства. Ваш звонок принят, проблему мы дополнительно изучим с местными властями.


Музейное дело


- Звонит Николай из Мозыря. Как, на ваш взгляд, развивается сувенирная индустрия? В крупных городах музеи вроде подтянулись, а вот в районах - совсем грустно и неизобретательно. Может быть, стоит поставить все на организованную коммерческую основу, включить в работу маркетологов и менеджеров, чтобы просчитывали спрос и на него ориентировались?


- Вопрос весьма актуален. Важным источником доходов музеев может стать продажа тематических сувениров. И эта работа, поверьте, проводится многими музеями страны. Поставить изготовление сувениров на, как вы выразились, "организованную коммерческую основу" весьма сложно.


Могут ли быть единые сувениры для 152 музеев страны? Думаю, нет. Бизнес должен стать более активным, живее реагировать на спрос. Например, Несвижский музей в прошлом году посетили 137 тысяч туристов, а Мирский замок - 185 тысяч туристов, в свою очередь, Национальный художественный музей - 306 тысяч. Разве с точки зрения получения коммерческой прибыли инициативы предпринимателей - это неинтересно? Конечно, многое зависит и от директоров музеев.


Кстати, примерами успешной реализации тематических сувениров являются музей в Брестской крепости, а также Полоцкий национальный исторический музей.


- Добрый день. Меня зовут Василий Герасименко. Правда ли, что на месте музея истории Великой Отечественной войны будет построена 24-этажная гостиница?


- Действительно, в настоящее время планируется строительство гостиницы иностранным инвестором. Какова будет ее этажность - вопрос пока не решен, и его предстоит обсудить на Раде по охране историко-культурного наследия. Как вы знаете, Президент принял решение о строительстве нового музея. Поверьте, новый объект, который будет построен в течение ближайших двух лет, - уникальный, не имеет аналогов в СНГ и станет достойной заменой нынешнего здания музея истории Великой Отечественной войны.


- Здравствуйте, Павел Павлович. Меня зовут Сергей Владимиров, живу в Витебске, но оригинальных работ своего знаменитого земляка Марка Шагала никогда не видел. Может быть, есть возможность организовать выставку его произведений?


- К сожалению, очень много культурных ценностей Беларуси находится за пределами страны. И это не только картины. Оригинальные работы Шагала имеют огромную стоимость, поэтому страховые компании выставляют неподъемные для нас страховые взносы - необходимо как минимум около миллиона евро для того, чтобы картины можно было привезти в Беларусь. Если в ближайшее время изменится наше законодательство, которое позволит более широко привлекать деньги спонсоров и меценатов для поддержки культуры, реализация подобных проектов станет реальной. И мы сможем привозить работы не только Шагала, но и других всемирно известных художников. Кстати, международная практика такова: дорогие вернисажи - это инициатива меценатов.


- Пытанне ад Ганны, Брэст. Цi не павiнна дзяржава больш актыўна падтрымлiваць прыватныя структуры ў сферы культуры?


- У блiжэйшым часе прыярытэтам бачыцца стварэнне механiзмаў, якiя будуць стымуляваць дзяржаўна-прыватнае партнёрства ў сферы культуры. Па-першае, гэта падаткавыя iльготы ў сферы культуры для з`яўлення новых прыватных устаноў культуры, па-другое - стымуляванне мецэнатства i спонсарства ў сферы культуры, па-трэцяе, конкурснае фiнасаванне культурных праектаў, калi арганiзатар гэтых праектаў будзе акрэслены па адпаведных крытэрыях, але незалежна ад форм уласнасцi.


Нам вельмi важна аднавiць традыцыi мецэнацтва для культуры Беларусi, заснаваныя яшчэ з часоў Уршулi Радзiвiл, якая стварыла прыватную оперу ў Нясвiжы. Дарэчы, i прыклад Шклоўскага тэатра, заснаванага графам Сямёнам Зорычам, якi даў iмпульс да развiцця сусветнавядомай санкт-пецярбуржскай Марыiнкi. Прыклад сённяшняга часу - адна з буйнейшых камерцыйных фiрм Беларусi "Трайпл" прыняла рашэнне аднавiць дом у Мiнску, дзе нарадзiўся Максiм Багдановiч.


В поисках национальной идеи


- I яшчэ ў мяне адно пытанне: якiя сродкi дзяржава накiроўвае на выкананне рэстаўрацыйных работ? Раней Беларусь называлi краiнай замкаў. Што плануецца рабiць для захавання гэтых унiкальных помнiкаў архiтэктуры?


- У 2011 годзе з рэспублiканскага бюджэта на правядзенне рэстаўрацыйных работ на 16 аб`ектах гiсторыка-культурнай спадчыны прадугледжана выдаткаваць больш за 160 млрд. рублёў. У параўнаннi з мiнулым годам плануецца на 170 адсоткаў рост фiнансавых выдаткаў на гэтыя мэты. Што яшчэ раз падкрэслiвае прыярытэтнасць i рэальную зацiкаўленасць дзяржавы ў захаваннi гiсторыка-культурнай спадчыны.


Па звестках гiсторыкаў, на Беларусi знаходзiлася каля 150 замкаў, што сведчыць аб узроўнi развiцця беларускага народа з Сярэднявечча да сучаснасцi. Тое, што мы сёння бярэмся за справу аднаўлення гiстарычных замкаў, акрэслiвае ўзровень развiцця нашай нацыянальнай свядомасцi. Сёння мне падаецца слушнай прапанова аб тым, што адной з нацыянальных iдэй беларускага народа можа стаць аднаўленне замкаў i адраджэнне гiстарычна-культурнай спадчыны ўвогуле.


Па даручэнню Прэзiдэнта мы працуем над фармiраваннем праграмы "Замкi Беларусi". У яе праекце пазначана 38 помнiкаў, з якiх 7 помнiкаў мы плануем аднаўляць: Нясвiжскi замак, стары замак у Гродна, Лiдскi замак i iнш. На 8 помнiках, сярод якiх замкi ў Навагрудку, Крэве, Гальшанах, Быхаве i iншых, плануецца правесцi кансервацыю. А на iншых помнiках археалогii плануецца правесцi добраўпарадкаванне i музеефiкацыю. На гэтыя мэты плануецца прыцягнуць сродкi рэспублiканскага i мясцовых бюджэтаў, а таксама пазабюджэтныя сродкi.


Добрым прыкладам прыватнай iнiцыятывы ў гэтай сферы з`яўляецца самаадданая праца членаў фонду "Любчанскi замак". Мiнiстэрства культуры сумесна з уладамi Навагрудскага раёна мае намер пашыраць збор грамадскiх сродкаў на кансервацыю Навагрудскага замка.


- Это из Могилева вам звонят. Павел Павлович, добрый день. Какова судьба перестроенной башни в Несвижском замке? Будет ли она восстановлена?


- Здравствуйте. Мы повторно провели заседание Рады по охране историко-культурного наследия по вопросу реконструкции башни. И постановили, что сегодняшний ее проект не является исторически корректным. В настоящий момент мы рассматриваем варианты изменения башни. Основная проблема, как всегда, - финансы. Необходимо найти дополнительное финансирование в объеме примерно 250 миллионов рублей для того, чтобы этот проект реализовать. На эти цели мы не можем привлечь деньги из государственного бюджета. Поэтому будем стараться заинтересовать меценатов.


- Меня зовут Иван Архипович Рыженков. И звоню вот по какому вопросу: мелкие поместья на западе Беларуси реставрируют, а самая большая Бобруйская крепость находится на стадии полного разрушения. Складывается такое впечатление, что восстановлению западной Беларуси уделяется больше внимания, чем восточной.


- Иван Архипович, не могу с вами согласиться. Если мы посмотрим на государственную инвестиционную программу, благодаря которой реставрируются памятники истории и культуры, обнаружим, что существует баланс восстановления памятников по всей стране. Сложилось исторически - в Гродненской области сохранилось наибольшее количество памятников архитектуры.


В Республиканской инвестиционной программе нет ни одного мелкого поместья. Есть Мирский замок и дворцово-парковый ансамбль в Несвиже. Также работы выполняются в дворцово-парковом ансамбле в деревне Жиличи Кировского района, бывшем Коллегиуме иезуитов в деревне Юровичи Калинковичского района Могилевской области и в усадьбе деревни Красный Берег Гомельской области.


Бобруйская крепость является коммунальной собственностью, на которую могут быть направлены средства из республиканского бюджета в качестве долевого участия. Однако таких предложений от органов местного управления не поступало, так как работы на объекте наследия выполняются отдельными инвесторами, которым переданы в собственность или аренду отдельные объекты фортификационного сооружения.


- Вас беспокоит минчанка Мария Иосифовна Зарецкая. Живу в районе Масюковщины. У нас рядом с домом в страшном запустении находятся захоронения военнопленных времен Великой Отечественной войны. Можно ли как-то цивилизованно сохранить память о жертвах войны? Хочется, чтобы на месте захоронения появился хотя бы красивый мемориал с оградой.


- Вопрос о захоронении входит в компетенцию местных органов власти. В вашем районе ведутся работы по реконструкции улицы Тимирязева и замене инженерных коммуникаций, которые прокладываются к жилому микрорайону Лебяжий. В марте 2011 года на заседании Рады по вопросам историко-культурного наследия согласовано проектное предложение по возведению церкви с южной стороны от захоронения. Предусматривается и обустройство ограды. А в целом приведение в порядок объекта культурного наследия будет выполняться с учетом названных работ.


- Тэлефаную з Мiнска. Маё iмя Людмiла. Што вы за апошнi час прачыталi з беларускай лiтаратуры?


- На жаль, Людмiла, практычна ўвесь вольны час даводзiцца аддаваць працы. Аднак нядаўняя хвароба дазволiла акунуцца з галавой у кнiгу i перачытаць "Каласы пад сярпом тваiм" Караткевiча. Хоць i тут без службовай патрэбы не абыйшлося. Хацелася яшчэ раз адчуць арыгiнал, каб ацанiць сцэнарый мастацкага фiльма па дадзенаму твору, якi напiсаны Аляксандрам Качаном. Стараюся прачытваць сцэнарыi, якiя прапануюцца для экранiзацыi па беларускай гiстарычнай тэматыцы на кiнастудыi "Беларусьфiльм".


У гэтым годзе маёй настольнай кнiгай стаў зборнiк вершаў Максiма Багдановiча, 120-гадовы юбiлей якога мы адзначаем, такой настольнай кнiгай было i "Дзiкае паляванне караля Стаха" Караткевiча i зборнiк вершаў Барадулiна, юбiлеi якiх прыйшлiся на 2010 год.


О развитии эстрады


- Это "прямая линия"? Очень приятно. Меня зовут Любовь Игнатьевна, я пенсионерка. И мне очень не нравится, что наши певицы выходят на сцену почти в неглиже и поют на иностранном языке.


- Уважаемая Любовь Игнатьевна! Мне кажется, было бы абсолютно неправильным указывать, кому конкретно из артистов и какую одежду надевать. Голым на сцену выходить нельзя - это нарушение законодательства. Не припоминаю таких случаев на нашей эстраде. А все остальное - дело вкуса. И это уже наше право - слушать или не слушать исполнителей, смотреть или не смотреть их концерты. Что касается второй части вашего вопроса... Проблема развития нашей эстрады - очень серьезная. Приезжие поп-артисты популярнее у нас, чем свои. Именно поэтому необходимо создавать экономические и творческие стимулы для того, чтобы белорусские исполнители становились конкурентоспособными на рынке. Впервые в этом году реализуется проект "Национальная музыкальная премия в области эстрадного искусства". Ее организаторы - Министерство культуры и ЗАО "Столичное телевидение". В том числе с помощью этого конкурса мы надеемся повысить престиж национального музыкального искусства и создать дополнительные условия для развития творчества белорусских эстрадных артистов.


Свой павильон в Венеции


- Алло, меня зовут Анжелика Александровна. Павел Павлович, как вы планируете укреплять имидж белорусской культуры за рубежом? Возможен ли культурный обмен среди городов-побратимов?


- Перед нами стоит важная задача улучшения восприятия и востребованности белорусской культуры внутри страны, с одной стороны, а, с другой - создание условий для широкого представления качества и разнообразия белорусской культуры за рубежом, ведь она является частью общеевропейского культурного пространства, вносит свой вклад в мировую культуру. Особенность белорусской культуры в ее европейскости, а ее европейскость подчеркивает ее белорусскость.


Путей представления нашей культуры в других странах - множество: от дней культуры до участия в отдельных акциях. В частности, планируем создать пять культурных центров Беларуси за рубежом. Координацией их деятельности займется воссозданный Инбелкульт.


Что касается городов-побратимов, культурный обмен между ними никогда не прерывался, примеров сотни. Один из последних: уже сегодня культурная столица СНГ и Беларуси - Гомель реализует совместные проекты также с культурной столицей СНГ Ульяновском.


Важным событием должно стать участие 5 белорусских художников в ведущем мероприятии в сфере изобразительного искусства в мире - Венецианском бьеннале, который откроется в начале июня и белорусским павильоном в Венеции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter