
Она напомнила, что в соответствии с требованиями законодательства общество проводит досудебную и судебную защиту, если потребитель обратился с претензией к субъекту, нарушившему его права, но требование не было удовлетворено. Так, БОЗП и его организационные структуры в 2024-м заявили 150 претензий, подали 401 иск (для сравнения: в 2023-м было 264 иска). Примечательно, что было заключено 112 мировых соглашений.
Потребителям возмещено материального ущерба и морального вреда на сумму свыше 724,4 тысячи рублей, в том числе 680,1 тысячи рублей — материального вреда, 44,3 тысячи рублей — морального.
— Вынесено решений о пополнении бюджета по инициативе БОЗП и организационных структур на 409,3 тысячи рублей. В том числе по инициативе юристов общества о пополнении районных бюджетов города Минска на сумму более 48,2 тысячи рублей. Взыскана в бюджет госпошлина по искам на сумму свыше 7,27 тысячи рублей, — привела данные Анна Суша.
Она назвала наиболее частые проблемы при рассмотрении потребительских споров. В их числе невозмещение понесенных расходов обществ потребителей, парадоксальные ситуации при заключении мировых соглашений в судах, когда не возмещаются затраты на представление интересов потребителей.
— Исполняемость судебных постановлений в разных районах составляет от 29 до 47 процентов, — обратила внимание Анна Суша еще на один проблемный момент.
Она акцентировала на новшестве в Налоговом кодексе, которое затрагивает работу обществ по защите прав потребителей. Так, внесена поправка предусматривающая, что в случае заключения мирового соглашения и истец, и ответчик будут уплачивать госпошлину в размере 25 процентов от взыскиваемой суммы каждый.
— Тогда общественным объединениям будет не очень интересно заключать мировые соглашения, — отметила эксперт.
druk@sb.by