“Белорусский спорт переживает золотой век”

На чай наш герой пригласил “НГ” к себе. “Только вам придется идти на восьмой этаж пешком, — предупредил по телефону Виктор Ильич.” Ничего, говорю, пока молодой, здоровый, мне не трудно. “Мне тоже”, — бодро ответил в трубку 89-летний ветеран Великой Отечественной войны. О жизни Виктора Ливенцева можно написать толстенную книгу. И каждая ее страница будет для читателя увлекательной и интересной. Война для Виктора Ильича началась в 23 года, а уже в 25 он был командиром Бобруйской партизанской бригады в звании полковника. Еще через год — Героем Советского Союза. Мирная жизнь получилась не менее героической. С 1958-го по 1980-й Виктор Ливенцев возглавлял Комитет по физической культуре при Совмине БССР. Ему довелось поработать с Пономаренко, Мазуровым, Машеровым — все они видели в Ливенцеве незаменимого работника. Под его началом белорусские спортсмены завоевали первые олимпийские награды. Вот и нашу беседу мы большей частью посвятили недавно завершившейся Олимпиаде в Турине.

“Считать каждую копейку, истраченную на олимпийца,кощунственно”
— Зимние Олимпийские игры складываются для белорусов традиционно тяжело. В 60—80-е годы белорусские спортсмены практически в них не участвовали. Хорошо, если появлялся какой-нибудь талантливый парень и попадал в сборную СССР. А теперь Беларусь выступает большой независимой командой, да еще и на медали претендует! Это не может не внушать уважения, а потому не стоит слишком сильно журить спортсменов в случае неудачи. Если главным мерилом в спорте будут награды, если ставить спорт на меркантильную основу, он перестанет быть большим. Общество должно выработать правильное отношение к спорту. Олимпийцы — это элита, лучшие представители нации, визитная карточка страны. Считать каждую копейку, истраченную на олимпийца, кощунственно. Вы сами прекрасно знаете, сколько стран участвует в Олимпийских играх, сколько спортсменов борется за медаль, а чемпион-то один. Почему, собственно, мы считаем, что им обязательно должен стать кто-то из наших? Стараются-то все, но получается не у каждого.
Хотелось бы лучшего, хотелось бы большего
— Наши ребята хорошо выступили в Италии. Перед отъездом олимпийской команды говорили, что завоевание одной награды будет успехом. Вот ее и завоевали. Жаль, что в акробатике всего одна медаль. Могли завоевать и “бронзу”, и “золото”. Хотелось немного большего, хотелось немного лучшего, но что поделаешь... Будем надеяться на следующие Олимпийские игры. Знаю по себе — по возвращении домой нынешнему министру спорта Александру Григорову будет некогда отдыхать. Сначала ему предстоит проанализировать выступление команды в Турине, а затем начинать подготовку к пекинской Олимпиаде. Думаю, что Игры 2008 года будут самыми сложными в истории Беларуси. Китайцы трудолюбивы до предела, они приглашают к себе лучшие тренерские кадры, используют опыт всего мира, дополняя его собственным. Каждая медаль нам будет даваться с огромным трудом.
— Чем вас удивил Турин?
— Одно из главных впечатлений от последней Олимпиады — допинговые скандалы. Раньше они были редкостью. Даже проверки на допинг практически не проводились. Сегодня попасться на использовании запрещенных препаратов едва ли не в порядке вещей. В спорте теперь совершенно другие люди. Мы имели дело в основном с любителями — они выступали на Олимпиадах, на чемпионатах мира, причем какого-то особого поощрения за это не получали. А теперь практически все спортсмены — профессионалы: у них есть зарплата, премиальные. Это совсем иной подход к воспитанию спортсменов. Отличный от того, что был у нас, в социалистической стране.
Что ушло, того не жаль
— Мир развивается, постоянно идет вперед. И говорить, что раньше было лучше, чем сейчас, нельзя. К примеру, кто бы мог тогда подумать, что спортсмен  может жить в США и в то же время выступать за Беларусь, как это делают Мирный и Волчков? В СССР такое было недопустимо! Сегодня изменился подход к воспитанию высококлассных спортсменов. Когда мы только начинали после войны создание белорусского спорта, у нас не было ни спортзалов, ни бассейнов. Теперь же таких объектов в республике сотни. И год от года их становится больше — футбольный манеж, лыжероллерная трасса в Веснянке, Логойск, Силичи... Одни ледовые дворцы чего стоят! Мы о таком даже не мечтали. Правда, отдачу от них можно будет почувствовать лет через 20—30, когда сформируется своя тренерская школа, способная готовить мастеров высокого класса. Тем не менее факт остается фактом — спорт в Беларуси переживает золотой век. Нигде не видел такого отношения к развитию спорта со стороны правительства и президента страны, как у нас. Глаз радуется, когда видишь центральные площади города, отданные под катки. Сколько там школьников, студентов!.. Это и есть настоящее оздоровление нации. Вообще же Беларуси всегда везло на “спортивное” руководство — Мазуров, Машеров, Пономаренко тоже уделяли огромное внимание развитию спорта.
— При вас тоже было построено немало спортивных объектов, которыми пользуются и по сей день — Стайки, Раубичи, Дворец спорта...
— Москва не испытывала восторга, если какая-то из республик затевала строительство крупного спортивного объекта. Больших расходов в центре не любили, а потому нам, как правило, приходилось рассчитывать на свои силы. Увидев, что украинцы тихонько построили для себя ледовую арену, глава нашего тогдашнего правительства Кирилл Мазуров тоже загорелся этой идеей. Выяснили, что надо 10 миллионов рублей, но таких денег у нас не было. Стали искать вариант подешевле и нашли его в Болгарии. У нас стоит практически точная копия болгарского дворца, который обошелся нам в 4 миллиона. Почти таким же способом создавались и Раубичи, и водно-спортивный комбинат...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter