Белорусский «Сателлит» все ракеты замутит

Создана надежная защита самолетов от высокоточного оружия

Создана надежная защита самолетов от высокоточного оружия


На авиационном и военно–морском салоне LIMA–2011, завершившем свою работу в Малайзии на острове Лангкави, белорусская промышленность показала изделия, аналогов которым не выпускают сегодня ни в одной стране мира. Свое название салон LIMA получил как аббревиатура слов: Langkawi International Maritime & Aerospace Exibition. Он проводится с 1991 года и считается одним из самых престижных в Азиатско–Тихоокеанском регионе и в Юго–Восточной Азии. В 1990–е годы на нем широко экспонировалась продукция военного назначения, выпускаемая в том числе в Польше и Украине. Сейчас про эти страны даже не вспоминают. А вот Беларусь как вошла в клуб постоянных экспонентов салона LIMA, так в нем и осталась. При этом она всегда демонстрировала эксклюзивные новинки. Прошедший салон исключением не стал.


На LIMA–2011 Беларусь представляли два предприятия: минское КБ «Радар» и 558–й авиаремонтный завод из Барановичей. КБ «Радар», как следует из его названия, занимается разработкой различных систем, связанных с радиолокацией. И продукция его на мировом рынке пользуется спросом.


Еще при СССР во многие страны мира были поставлены тысячи РЛС кругового обзора типа П–18. Они хоть и старые, но надежные и могут свободно видеть даже самолеты–невидимки типа «Стелс». Эти РЛС по сей день применяются в системах ПВО и для управления воздушным движением гражданских самолетов. Но есть у них существенный недостаток — они громоздкие и работают на лампах.


На «Радаре» создали новую станцию кругового обзора «Восток–Е», которая, унаследовав все преимущества П–18, многократно превзошла ее по техническим характеристикам, в том числе по эффективности распознавания летающих «невидимок». Новый радар построен на цифровых технологиях и очень мобилен — доставить его можно в любое место и развернуть за 5 минут. Можно в это верить — не верить, но РЛС, обладающих такими же характеристиками, как «Восток–Е», в мире нет. И спрос на эту станцию уже определился.


Другая белорусская РЛС — кольцевая фазированная антенная решетка «Роса». Она полностью автоматизирована и идеально подходит для контроля воздушного пространства вдоль всей протяженности госграниц. Кстати, еще в 2009 году США проявили интерес к этой РЛС как средству усиления радиотехнических средств своей береговой охраны. Но дальше интереса дело не пошло исключительно по причине политических пристрастий Вашингтона.


Представлявший на LIMA–2011 КБ «Радар» доктор технических наук Сергей Костромицкий с гордостью сказал, что «Восток–Е» и «Роса» продукты преимущественно белорусских технологий.


Однако настоящая техническая сенсация находилась на стенде предприятия со скучным названием «558–й авиаремонтный завод». То, что придумали и воплотили в металл «авиаремонтники», до сих пор не смогли сделать ни в России, ни в других развитых странах мира. Они создали автоматическую аппаратуру радиотехнической защиты самолетов любого типа — «Сателлит». Летательный аппарат, оснащенный такой аппаратурой, практически неуязвим для ракет, наводимых по радиолокационному лучу. «Сателлит» работает самостоятельно в автоматическом режиме в течение всего полета без управления летчиком. При этом не создает помех для бортового радиоэлектронного оборудования самолета, у него нет демаскирующего излучения.


Белорусский «Сателлит» создает виртуальные цели, которые буквально «сводят с ума» самые современные ракеты, наводимые по радиолокационному лучу. За счет чего удалось достичь такого эффекта, в двух словах не объяснишь. Но факт — полигонные испытания показали, что прорваться через виртуальную защиту «Сателлита» невозможно.


По словам замдиректора 558–го авиаремонтного завода Павла Пинигина, «Сателлит» позволяет выполнять боевую задачу по защите самолета от ракетного поражения, не отвлекая внимания летчика на постановку помех, и аналогов в мире он не имеет. Установка аппаратуры «Сателлит» возможна как на военных, так и на гражданских самолетах.


Такая защита объективно должна быть востребована всеми ВВС мира. И рыночный потенциал этого изделия, вне сомнения, очень большой. Однако хочется пожелать тем, кто продвигает «Сателлит» на мировой рынок, быть более активными, даже агрессивными и изобретательными в своем маркетинге.


Представление революционной по сути защиты самолетов на LIMA–2011 было просто скучным. Стоит некий блок, который должен подвешиваться под крыло истребителя. Есть бумажный проспект. И все! А ведь вполне можно было сделать яркую виртуальную презентацию на большом телеэкране, где в динамике и красках показать, как надежно защищен в воздушном бою истребитель, если на нем установлен «Сателлит». Для тех, кто создал систему виртуальных двойников летательного аппарата, произвести виртуальную видеокартинку, наверное, труда особого не составило бы. И очень жаль, что этого не сделали.


Хочется также верить, что российские МиГи и Су в ближайшем будущем будут предлагаться на экспорт только в комплекте с «сателлитной» защитой. Выиграют при этом все: и российские производители самолетов, и белорусские разработчики уникальной защиты.


Салон LIMA–2011 показал, что в рамках Союзного государства еще осталось немало светлых голов. И технологии у нас вполне современные имеются. Не хватает подчас более решительных шагов по взаимной интеграции и скоординированным действиям на мировом рынке оружия.


Сергей Птичкин

ptichkin@rg.ru


Игорь Черняк

cherniak@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter